Жара, царившая на улицах старого Акко, раскалившая каменные мостовые и древние стены домов, прогнала с улиц не только туристов, но и местных жителей. Тем более странно смотрелись трое мужчин, чем-то похожих друг на друга, которые шли за ребятами на некотором расстоянии. Они начали слежку сразу от музея и продолжали идти за ними по улочкам Старого города. Все трое были в темных очках и старательно делали вид, что интересуются архитектурой, домами или магазинами.
Ребята на ходу бурно обсуждали знакомство с Эмили и полученную от нее информацию о камне, поэтому и не обратили внимания на прицепившийся к ним «хвост». Они даже не заметили, как стало жарко и душно на улице, поскольку были рады немного отогреться после музея. Эмили точно обозначила на карте дом, в котором располагался магазинчик, или, как она назвала, «книжная лавка дядюшки Давида», но в какой-то момент Глеб ошибся, и они свернули на другой переулок, заканчивающийся тупиком.
– Кажется, мы промахнулись, – Глеб повертел карту в руках и, оглядевшись по сторонам, наконец-то заметил слежку.
Ася тоже обернулась назад и сердце ее застучало чаще:
– Глеб, какие-то подозрительные типы… Они нас разглядывают, – тихо произнесла она.
– Вижу, – отозвался Глеб и понял, что они в западне.
– Смотрите, тут кошка, прямо как наша Бетси, только худая! – Арсений, не обращая ни на кого внимания, лихорадочно вытаскивал из рюкзака фотоаппарат. – Я должен ее сфоткать!
Но сфотографировать кошку, особенно, когда она не расположена к фотосессии, задача не из легких.
– Черт! Она выходит из кадра, и я успеваю снять только ее хвост! Хоть бы на секунду замерла!
Но кошка неторопливо шла вдоль дома и не собиралась останавливаться. Это было странно, потому что полутемный переулок буквально через пару метров заканчивался высокой стеной… Ах, вот оно в чем дело! В месте, где дом примыкал к стене другого дома, оставалась узкая щель, в которую кошка и юркнула, махнув на прощанье хвостом. Раззадоренный Арсений последовал за ней. Чтобы проникнуть в зазор между домами, ему пришлось протискиваться боком, рискуя застрять в этой расщелине, куда никогда не попадал солнечный свет со времени постройки этих домов. Мальчик светил фонариком впереди себя и, обдирая кожу на плече, пробирался вперед. О том, что он может тут остаться навсегда, Арсений старался не думать.
– Раз кошка пошла сюда, значит, там есть выход! – пыхтел он и светил фонарем вперед, чтобы определить, действительно ли будет шанс выбраться отсюда живым.
***
Трое подозрительных типов уже не скрываясь приближались к ребятам. Им пришлось снять темные очки, поскольку в переулке царил полумрак. Они заняли все пространство между домами, так что мимо было не прошмыгнуть даже кошке. У двоих в руках были электрошокеры, а один разговаривал с кем-то по телефону.
– Это наш единственный шанс, – произнес Глеб Асе. – Давай, я за тобой!
– В эту темноту? – испугалась девушка. – Я боюсь! Вдруг там бегают мыши или ползают змеи? К тому же, стены грязные, и я испачкаю новую блузку!
– Мыши разбежались, испугавшись кошки. Это раз. Змеи расползлись, потому что там прошел Арсений. Это два. Ты такая стройная, что пролетишь мимо стен, как бабочка. Это три. И я буду рядом…
– Эй, давайте сюда! – послышался голос Арсения откуда-то из черноты. – Кошка здесь!
Глеб оказался прав. Ася была тоньше Арсения и легко проскользнула между двух стен. Только забывшись и чуть обернувшись назад, чтобы проверить, не застрял ли Глеб, она оцарапала о стену нос.
– Ай! – вскричала девушка, выскочив на соседнюю улицу. – У меня теперь на носу будет ссадина! Где мое зеркальце?
– Некогда смотреться! – выскочивший за ней Глеб, быстро оглядевшись, увидел на ближайшем доме древнего вида вывеску. На иврите он не читал, но разглядел полустертые буквы: Book. David. – За мной!
***
В эту же секунду преследователи подбежали к щели между домами, в которой скрылись ребята.
– За ними! – приказал тот, что говорил по телефону.
– Я застряну там! – воскликнул второй, самый толстый.
А третий заглянул в узкий проход и сказал:
– Они выбрались на соседнюю улицу, попробуем схватить их там, далеко им не уйти! – и трое типов быстрым шагом пошли по переулку в обратном направлении.
***
Ребята сбежали по каменным ступеням вниз, к старинной деревянной двери. Арсений навалился на мощную створку, но та даже не шелохнулась.
– На себя! – вскричал Глеб и потянул за ручку в виде железного кольца. Дверь распахнулась, стукнув Арсения по лбу.
Помещение, в которое они попали, казалось тесным от огромного количества книг на полках и всевозможных предметов в витринах. К тому же, сумрачное освещение неярких ламп – окон в лавке не было – сужало пространство.
– Я бы запер засов, – вдруг послышался спокойный голос в тишине.
Глеб тут же обернулся к двери и выдвинул стальной брусок, служивший задвижкой. И вовремя – в дверь стали вначале ломиться, а затем дергать за кольцо. Ребята испуганно переглянулись, но мощные деревянные створы, обитые железом, выдержали бы древнеримский таран. Так что, преследователям пришлось отступить.
У противоположной от входа стены, среди антикварных шкафов, за наклонным столиком-подставкой стоял сам хозяин книжной лавки. Густая седая борода, множество морщин на бледном лице, седые волосы – все говорило о том, что дяде Давиду было очень много лет. Но взгляд был ясным, а живые глаза лучились светом и, как показалось Асе, смеялись.
– Здравствуйте! – первым опомнился Арсений. – А вы что, предвидите будущее? Или у вас оно в книге написано? Откуда вы знали, что надо запереть дверь?
– Будущее несложно предвидеть, – спокойно ответил владелец магазина, закрывая здоровенный фолиант, лежащий на столике. – Нужно хорошо знать прошлое, анализировать настоящее и…
– Предсказывать будущее! – воскликнул Арсений.
– То есть, вам позвонила Эмили Леви, и поэтому вы нас ожидали. Но как вы узнали, что за нами гонятся? – удивилась Ася.
– Эмили? – переспросил дядя Давид. – Звонила, но на прошлой неделе. А ваш приход предсказать было не сложно. Поскольку вначале влетела моя кошка. А потом я увидел вас и тех, кто за вами бежал. Вот, смотрите.
И он указал на старинный стол, на котором среди кучи книг возвышался монитор. Уличная видеокамера передавала изображение всех, кто находился поблизости от магазина. Сейчас это были двое мужчин, тех самых, что следили за ребятами. Они пытались понять, куда те исчезли, и стучались в дверь соседнего дома. Но им никто не открыл, и разочарованные преследователи удалились. Ребята вздохнули с облегчением.
– Значит, вы друзья Эмили? – поинтересовался дядюшка Давид, почти без акцента говоривший по-русски. – А значит, и мои. Поэтому добро пожаловать в мою книжную лавку. Эти шлимазлы, неудачники, которые вас искали, не похожи на библиофилов, а потому им тут делать нечего, – усмехнулся он.
– А вдруг они нас поджидают где-нибудь за углом? – Ася была напугана и всматривалась в монитор, но, к счастью, улица была пустая. Девушка обернулась вначале к ребятам, а потом к проницательному любителю книг. – Мы вообще не знаем, кто это и почему нас преследуют!
Глеб пожал плечами, а Арсений поежился, спрятав камень поглубже в карман.
– Так вы хотите, чтобы я помог вам выяснить, кто они такие? Или вы просто за книгами и сувенирами пришли? – их новый знакомый широким жестом обвел прилавок, на котором были разложены самые разные вещицы.
– Ух ты! – оживился Арсений. – А руками можно трогать или только смотреть?
– Все можно, – улыбнулся в бороду дядя Давид. – Для того и лежат, чтобы их брать в руки. Это же не музей. А что касается этих типов, которые пугают симпатичных молодых людей и девушек, то мы их обведем вокруг пальца, даже если они вас поджидают. Не бойтесь, я вам помогу. А сейчас посмотрите мои новые артефакты!
Глеб обратил внимание на то, что несмотря на почтенный возраст, дядюшка Эмили обладал крепкой фигурой, а его движения были быстрыми и точными. Он подхватил с пола довольно внушительный ящик и легко водрузил его на стол.
– Вот, сегодня получил… – Он снял крышку и взору ребят предстали аккуратно упакованные разнообразные, как их назвал дядя Давид, «артефакты».
– Это же римский додекаэдр! – воскликнул Глеб, чем вызвал у Аси неподдельное восхищение. Он осторожно взял из ящика небольшую металлическую фигуру, состоящую из пятиугольных граней с отверстиями и шариками на вершинах. – Я видел его только на картинках. Это настоящий?
– Скажем так, это копия, но тоже из бронзы, – усмехнулся дядюшка Давид.
– Это древний спиннер, что ли? – Арсений схватил у Глеба современную копию старинного объекта и, зажав между большим и указательным пальцем, стал его вращать.
Дядюшка Давид выпучил глаза и вскричал:
– Фантастика! Это будет двенадцатая версия его предназначения! После такого открытия вы можете взять все, что вам понравится!
Ася стала рассматривать всевозможные украшения: гладкие браслеты из зеленого камня, бусы из малюсеньких стеклянных фигурок, необычного вида кольца и странные золотые фигурки животных с крыльями. Глеб заинтересовался «Багдадской батарейкой» и «диском Сабу» и стал читать описания к ним. Но отличился, как обычно, Арсений. Быстро переворошив содержимое ящика, он обратил свое внимание на витрины, и через несколько секунд раздался его оглушительный крик:
– Darkstone!
В одной из витрин находился темно-бордовый камень. Он был целый, но, как показалось Глебу, чуть крупнее того, половинка которого лежала у Арсения в кармане.
– Можно? – Арсений уже тянул руки к камню. – Это он! «Темный камень»! Только… Только почему он целый?!
И мальчик, сжав камень обеими руками, попытался разъединить его.
– Не вздумай! – воскликнул Глеб, пытаясь помешать брату. Но сувенир оказался монолитным, и даже Арсений не смог бы его сломать.
– Орешек знанья тверд, – усмехнулся дядя Давид.
– Это копия «камня мудрости»? – спросил его Глеб.
– Вы даже про «камень мудрости» знаете? – удивился и одновременно обрадовался владелец книжной лавки.
– Никакая это не копия, а тем более не оригинал. Вот, смотрите! – И Арсений гордо продемонстрировал половинку своего камня.
– Ого! – поразился знаток древностей. – Оригинально. Я таких даже не видел. На базаре купил?
– То есть, как на базаре? – возмутился Арсений. – Это настоящий камень мудрости царя Соломона!
– Так-таки самого царя? – усмехнулся дядя Давид. – Можно взглянуть?
– А мне можно взять себе «темный камень»?
– Конечно! Я же обещал…
Дядя Давид очень бережно взял половинку камня Арсения и стал неторопливо разглядывать ее через увеличительное стекло. Затем быстро прошел с ней за один из стеллажей, – ребята ринулись за ним, – и там стал изучать камень под микроскопом.
– Такого не может быть… Неужели это не «новодел»? – бормотал он себе под нос, а затем воскликнул: – Фантастика! Так, давайте-ка мы начнем «ab ovo», что на латыни означает…
– «С самого начала», – улыбнулась Ася.
– Именно! Прошу. – И дядя Давид открыл неприметную дверь, ведущую в малюсенький внутренний дворик. Кроме небольшого стола и нескольких стульев там росло дерево в кадке, и прямо на каменном полу спала уже знакомая ребятам кошка. Во дворике было прохладно. – Кофе? Чай?
***
Глеб коротко, но не упуская ничего важного, рассказал про то, как половинка камня попала к ним, про странные сообщества – «Глобальных манипуляторов» и «Antip», – затем про музей и знакомство с Эмили и, наконец, про кошку, которая помогла избежать встречи с подозрительными типами.
– Это я хотел ее сфотографировать и обнаружил тайный проход между домами, – уточнил Арсений.
– Но про «камень мудрости», или «темный камень» мы знаем немного, – закончил Глеб повествование. – А также про изображения герба на фресках в комнате Великого Магистра тамплиеров.
– С последним как раз несложно, – откликнулся дядюшка Давид. – Волчица и дерево? Мне встречались такие символы.
– Это герб какого-нибудь охотника? – предположил Арсений.
– Нет. Кажется, это был герб города…
Дядя Давид ушел в книжную лавку и вернулся оттуда с большой старой книгой, ее черная обложка выглядела изрядно потрепанной.
– Это один из самых подробных альбомов по геральдике, изданный в прошлом веке. Здесь собраны гербы большинства городов мира, – рассказывал дядя Давид, пролистывая пожелтевшие страницы с цветными рисунками. – А что касается истории камня, то все это похоже на легенду, хоть и красивую. Если первым владельцем камня считать царя Соломона, то камень появился не позже X века до нашей эры. Разумеется, в то время уже могли обработать камень так, чтобы он имел яйцеобразную форму и был гладким. Но! – дядя Давид посмотрел на ребят. – Мне кажется, в то время не было технической возможности сделать настолько тонкое запирающее устройство внутри камня, чтобы две его половины плотно соединялись.
– Это вы про штырьки и отверстия? – уточнил Арсений.
– Да, – подтвердил дядя Давид. – Конечно, и в древнем Китае, и в Египте, и в Междуречье уже использовались замки. Правда, деревянные. А в Древнем Риме были металлические замки с ключами. Но камень? Словом, надо над этим подумать… Нашел! Вот и похожий герб!
– Вау! – ребята с интересом разглядывали волчицу на фоне зеленого дуба.
– Это герб Рима? – спросил Глеб.
– Нет, это не капитолийская волчица, – покачал головой дядя Давид. – Это волчица с герба итальянского города Лечче.
– Значит, камень в Лечче! – воскликнул Арсений. – Надо срочно туда ехать!
– Не торопись, – усмехнулся дядя Давид. – Фрески, которые вы видели, относят к XIII веку, правильно? А герб города Лечче был придуман в середине XIX века.
– Как же это могло получиться? – тут же огорчился Арсений.
– Во-первых, это может быть просто совпадение: волк или волчица – частый символ в геральдике. Как и дерево. Но тут… – он присмотрелся к фотографии фрески, которую сделал Арсений, а потом к гербу итальянского города, – тут очевидно, что и на фреске, и на гербе изображен дуб с мощными корнями и черная волчица на фоне этого дуба. Скорее всего, создатели герба использовали уже имеющиеся рисунки и наброски. А может быть, это был герб рыцаря, родившегося в этих краях…
– Точняк! – Арсений потер руки. – Мне нравится эта версия. Правда, Эмили сказала, что у этого магистра тамплиеров О Боже был другой герб.
– Де Боже. – поправил его Глеб и поинтересовался: – А что означают волчица и дерево?
– В данном случае, – чуть подумав, ответил дядя Давид, – волчица относится к древнему названию города Лечче. Древнегреческий историк и географ Страбон упоминает город Lupiaе, что означает волки, водившиеся в этих краях.
– А дуб?
– Дуб – дерево, распространенное в этом регионе. Вот вам и герб, – улыбнулся дядя Давид.
– Но город Лечче, вероятно, довольно большой, – заметила Ася. – Или вы думаете, что там камень тоже в музее лежит?
– Найдем! – махнул рукой Арсений. – Главное – срочно туда поехать! А вы не знаете… – хотел он что-то спросить, но Глеб перебил его:
– Ася права. Действительно, как найти в городе камень, привезенный столетия назад? – и Глеб развел руками.
– Конфуций говорил, что непросто найти черную кошку в темной комнате. Особенно, когда ее там нет, – сказал дядя Давид. – Но мы будем надеяться, что она там есть. Конечно, за восемьсот лет город немного изменился… Но мы попробуем отыскать следы тамплиеров в Лечче.
– «Если есть шаг, то должен быть след!» – пропел Арсений строчку из песни Виктора Цоя.