Шахматный Всеобуч. Игра Первая. Финальные сцены
Посмотрим на диаграмму в верхней части этой публикации.
Здесь представлены четыре финальных сцены игры «Маша и Глаша».
Доска разделена на четыре фрагмента, ибо финал занимает не так уж много места..
1.Это позиция, при которой Фёдор Алексеевич не имеет хода. Ничья!!!
2.Во второй позиции при очереди хода за Федором Алексеевичем, он обязан отойти на седьмой этаж и тогда Машенька поймает его двигаясь по пятому этажу до восьмого подъезда!
3. А в третьей позиции решающий удар наносит другая красавица – Глашенька. Всё! Девочки выиграли!
4.Это вновь позиция, при которой Фёдор Алексеевич не имеет хода. Ничья!!! Чем она замечательна? А тем, что получилась она в результате грубой ошибки играющих!!! Потому что возникнуть при «правильной» игре она не могла! Скорее всего девочки сделали два хода подряд!
Шахматный Всеобуч. Игра Первая. Фёдор Алексеевич
Фёдор Алексеевич. Он ходит и бьёт на одну клетку в любую сторону: по вертикали, по горизонтали и по диагонали. Когда он стоит в середине доски, он держит под боем одновременно восемь клеток! В углу доски он бьёт только три клетки. На краю доски – пять! Что такое 3, 5, 8? Что это за странный ряд? И такой ли уж странный?
Вообще, если вы тысячу разделите на шестьсот восемнадцать, то у вас получится довольно странное число: тысяча шестьсот восемнадцать. Разумеется, это округление. Число знаков после запятой весьма и весьма велико. Точнее оно бесконечно велико. Само это соотношение называется «золотое сечение». Но для простого запоминания и для простых вычислений вполне достаточно числа 1618! Ряд 1618:1000:618 – это основной ряд для запоминания «золотой» пропорции. А вот ещё один прикол: сумма чисел в четырёх клетках магического квадрата четвёртого порядка по вертикали, горизонтали или диагонали равна тридцати четырём! 34 – это константа магического квадрата 4х4. Таким магическим квадратом является статуя Святовита его модель на фото вверху!), поставленная в центре Киева между Софийской и Михайловской площадями, напротив Министерства внутренних дел в Историческом сквере. Так вот: эта сумма обычно возникает из сумм чисел в двух парах клеток (например: 2+16 и 9+7, или 13+3 и 12+6 и так далее). Эти две части константы квадрата равны соответственно 16-ти и 18-ти! А напротив Святовита в Киеве есть автобусно-троллейбусная остановка, через которую ходят, стартующие с Майдана Незадлежности, маршрутки и троллейбусы. Город – трёхмиллионный. Номеров маршруток и троллейбусов – хоть заешься! Но мимо стоящего в центре Киева столбика ходят только два номера маршрутов: шестнадцатый и восемнадцатый! Но вернёмся к нашей печали. В наиболее сжатом виде золотая пропорция, это отношение трёх к пяти или пяти к восьми, или шести к десяти, или десяти к шестнадцати. Таким образом число клеток, которые держит под боем Фёдор Алексеевич находится на линии «золотого» сечения! И это – далеко не единственный случай возникновения этого отношения на шахматной доске. А что означает слово «бьёт» в нашем весёлом случае? Ведь если бьёт, значит любит! Но у нас это слово означает «ест»! Фёдор Алексеевич – безжалостный поедатель Маш и Глаш. Стоит Машеньке или Глашеньке оказаться рядом с ним на незащищённой клетке, и этот медленно ковыляющий увалень просто встаёт на клетку, неосторожно занятую несчастной девочкой, а её бездыханное тельце снимается с доски! Всё! Он её скушал! Съел! Срубил! Уничтожил! И только в одном случае он не может этого сделать: если эта клеточка находится под присмотром второй девчонки! Все «Монстры Хай» мира отдыхают перед клыками наших доморощенных, можно сказать – отечественных! – Машеньки и Глашеньки. Число съеденных этими двумя слонов, коней, офицеров, королев, шахов, визирей, пушек, крепостных башен, кораблей просто астрономическое. «Монстрам Хай» и не снилось! И если Фёдор Алексеевич рискнёт скушать Машеньку на клеточке, на которую смотрит Глашенька или – наоборот, он будет тут же сокрушён, раздавлен, обнулён! Вторая красавица заступит на место первой, а наш антигерой просто испарится! Вот оно было и нету! Именно в силу того, что и Маша и Глаша ходят одинаково и одинаково бьют, позиция, при которой Маша видит Глашу – это и позиция, когда Глашенька видит Машеньку! Потому и говорим: «посмотрели друг на друга». И пока смотрят друг на друга – они неуязвимы, и никакой Фёдор Алексеевич им не страшен. Интересно, что этот образ, как и многие другие – значительней самого занятия.
Как вам такой поэтический текст:
«И пока вы смотрите друг на друга, вам не страшны никто и ничто!»
Архитектура – застывшая музыка.
Игра – это беззвучная живая музыка.
У Фёдора Алексеевича есть три стратегии: убегать (1), приближаться (2) и создавать положение вынуждающее движение в надежде на ошибку (3).
Первая стратегия – это безвольный уход из под удара, когда Машенька или Глашенька объявляют: «Я тебя вижу и я тебя съем!»
Вторая стратегия – это неуклонно сближаться с девочками в надежде съесть одну из них и тогда вторая не сможет его обезвредить в одиночку.
Третья стратегия – стремиться занять такую клетку, где неточное движение девочки откроет ему новые возможности для перемещения.
Часто можно наблюдать, как одна девочка смело маневрирует Фёдором Алексеевичем, а другая испуганно отодвигает своих девочек на края доски. Нельзя вмешиваться и подсказывать. Они должны наиграться, то есть насытиться ситуациями.
В ответ на третью стратегию рецептом является заветное «Жду!» – то есть скромный выжидательный ход.
Ответом на вторую стратегию может быть или отвод или «посмотрели друг на друга».
Ответов на первую стратегию в основном три: «уголок», «линейная атака» или отсечение «ножницами».
Но время дозволенных речей истекает и, вслед за Шехерезадой, мы отправляемся на отдых.