Что самое важное в становлении личности маленького человека?
Математика?
Разве кто-нибудь станет спорить с тем, что складывать столбиком и в уме – очень и очень важно!
Даже при получении пенсии полезно знать трехзначные числа. И пятизначные тоже.
А уж умение вычитать…
Родной язык?
Разве может быть хоть одно сомнение в том, что знание родного языка – основное знание в жизни любого нормального человека.
Умение написать письмо маме, умение дать письменный отчет о своих действиях и бездействиях – это одно из важнейших умений.
А умение читать газеты на родном языке?!
Недаром же основные задачи школы издревле формулировались предельно просто: уметь читать, писать, считать.
А умение плавать?
Умение преодолевать водную среду, умение находиться в ней и выбираться из неё.
Это – жизненно важная потребность!
А вдруг?!
А умение рисовать и петь?
Музыка и художественное творчество – как можно без этого? Как?
А знания и умения по самообслуживанию, по приготовлению пищи и элементарные медицинские представления?!
Мало того, что необходимо научить малыша мыть руки перед едой и попу после облегчения себя в туалете. Но надо, чтобы малыш и правильно одевался и умел заправлять собственную постель.
А искусство причёски?
А умение заплести свои косички?
Господи!
Всё сверхценно и сверхважно!
А ещё – начатки дисциплины, понятие порядка и послушания.
А умение общаться в коллективе, умение правильно вести себя в процессе коммуникации с другими людьми!
Вот я сижу и читаю – научился же сначала читать! – Шиллера.
Великого немецкого поэта, между нами.
А что же он там такого написал, этот самый Шиллер?
А он – выросший в школе немецкой сверхстрогости – в военной школе, где мальчиков регулярно пропускали через строй со шпицрутенами – выдал следующее определение человеку:
«Человек только тогда человек, когда он играет»!
Не ест, заметьте, не пьет, не читает, не пишет, не считает, не вылизывает попку после дефекации.
Делая все это он ещё не человек.
Человеком его создает Игра!
Вот и философ Хейзинга породил новое определение Человека.
Не умелый, не разумный – нет, нет! – Играющий!
Гомо люденс!
И именно это – самое важное!
И не удивляйтесь порабощению наших детей современными гаджетами.
Слишком долго к Игре относились легковесно, не серьёзно, не глубоко!
Хорошо!
Нет сил читать великого краснодарского поэта Юрия Кузнецова и его «Золотую гору».
Но давайте сыграем!
Я вам процитирую финал этой фантастически глубокой поэмы.
«Где пил Гомер, где пил Софокл, где мрачный Дант алкал
Где Пушкин отхлебнул глоток, но больше расплескал
Он слил в одну из разных чаш осадок золотой
Ударил поздно звёздный час, но всё-таки он – мой!
И отозвалась тишина, глубокая как медь
Тому, кому не умереть, подруга не нужна
На вышине твой звёздный час, а мой – на глубине
И глубина ещё не раз напомнит обо мне».
Юрий Кузнецов