Слово для этого процесса общения ребёнка и шахматного мира найдено!
Погружение!
300 погружений – это 75 погружений в год на 4 года
Учебный год длится 34 учебных недели.
Поэтому 68 погружений – это по 2 погружения в неделю.
А откуда взять ещё 7 погружений?
Дело в том, что в дошкольное образовательное учреждение дети ходят и летом.
Как минимум – месяц, то бишь 4 учебные недели.
А это еще минимум – 8 погружений.
Но наш мир не идеален.
Иногда дети болеют.
Иногда болеют педагоги.
Иногда случаются различные мелкие и крупные неприятности, что в целом влияет – и существенно влияет, должен сказать – на посещаемость.
В среднем четыре учебных недели у среднестатистического дошкольника «вылетает». Правда летом обычно ходят не 4, а все 8 учебных недель, что «недостачу» компенсирует.
Ритмично посещающий занятия ребёнок за 4 года с 3-х до 6-ти лет посещает свои 300 занятий.
А откуда взялась цифра «300»?
А из многолетней практики, дорогой мой Читатель!
Ребёнок средних способностей 300 раз окунувшийся в Шахматный «бассейн» начинает играть в шахматы.
Не сильно.
Не самобытно.
Не мастерски.
Фигуры расставляет «правильно».
Знает, кто начинает.
Фигуры переставляет «по правилам».
Рубит всё, что плохо лежит активно.
Норовит побить короля партнёра.
За столом сидит «по правилам».
Одноходовые задания начинает решать самостоятельно.
Партию начинает «по схеме».
Мат двумя ладьями ставит.
Мат ферзем и королём ставит.
Чем технология отличается от «не технологии»?
В нашем садике 12 групп по 25 детей.
То есть триста «спартанцев».
До 30 минут на одно занятие.
24 занятия в неделю.
По пять занятий в день с понедельника по четверг и четыре занятия в пятницу.
Составим абстрактное расписание для такого наполнения:
Понедельник: группы 1, 2, 3, 4, 5
Вторник: группы 6, 7, 8, 9, 10
Среда: группы 11, 12, 1, 2, 3
Четверг: группы 4, 5, 6, 7, 8
Пятница: группы 9, 10, 11, 12
Как видим, достаточно простая схема.
Группу в Шахматную Шкатулку приводит воспитатель группы, и она же через 30 минут эту группу забирает.
Прекрасно, если воспитатель проводит время занятия в Шахматной Шкатулке.
В этом случае у педагога, ведущего занятие, намного меньше проблем со «сложными» детьми в группе (гиперактивными, аутичными, ДЦП, глухонемыми, слабослышащими, слабовидящими, с неустойчивой психикой или неустойчивой нервной системой), а сам воспитатель совершенствуется в понимании ключевого «дошкольного» понятия «ИГРА».
Что же это такое – «погружение»?
В реальной жизни человека окружает невероятно большое число качественно весьма различных событий, запахов, тел, предметов, веществ, сред, состояний, живых существ, положений. И поэтому, воспринимая их всеми органами чувств, человек в своём мышлении вольно или невольно выделяет то одни, то другие, в основном руководствуясь собственными «представлениями» о степени их «опасности» или «полезности».
В качестве примера возьмём воду.
Человек видит озеро, речку, ручей, море, облака в небе, дождь, град, лёд, пар, туман, снег, иней… Но, одно дело, созерцать воду, а совсем другое – оказаться в воде, и ощутить её в момент реального в неё погружения.
Но и погружение – погружению рознь.
Одно дело – мыться под душем, и совсем иное – входить в водный поток.
Погружение может быть полным и частичным, интенсивным или медленным.
Однажды выяснилось, что если систематически погружаться в воду в бассейне, то постепенно можно достаточно безопасно научиться плавать.
Не сразу, не «вдруг», но можно.
Шахматная Шкатулка в нашей технологии – это своеобразный «шахматный бассейн», в котором все основные элементы шахматной игры представлены интенсивно и максимально разнообразно, при этом мы стремимся обеспечить ребенку позитивные эмоции при каждом соприкосновении с шахматной игрой.
Мы стремимся воздействовать на малыша целым каскадом разнообразных прекрасных, волшебных, чудесных форм, демонстрируем ему лучшие образцы из искусств танца, балета, театра, сказки, кино, мультфильма, компьютерного ролика или программы. Дети у нас и рисуют, и танцуют, и поют, и играют… И всё это на полях, с ходами и фигурами.
Потому что именно ХОД, ПОЛЕ и ФИГУРА – три основных базисных универсума в шахматной игре. И с каждым новым погружением ребенок знакомится с ними с разных позиций, в различных топах.
В этом и суть технологии.
Ребёнок входит в Шахматную Шкатулку как в новую для себя вселенную.
Он словно космонавт попадает на новую планету и открывает, открывает, открывает для самого себя и в себе самом…
Он попадает каждый раз в иную ситуацию, в новую цепочку событий.
Успевает испытать восторг, очарование, удивление и странное чувство:
«Как? Всё уже закончилось? На самом интересном месте! Как жаль!»
И стремится попасть сюда снова и снова.
Шахматы – это прекрасный, грозный, яростный, чудесный, фантастический, волшебный, колдовской, сказочный мир.
Мир, где оживают мифы, образы и пространства.
Мир удивительных грёз и самых невероятных мечтаний.
Мир самой древней, мудрой и бесконечно великой Игры.
Мир, в котором он постепенно превращается из того, кем играют, в того, кто сам играет, сам придумывает свои игры и открывает в себе и для себя самого себя.