Есть две априорных категории чистого разума: пространство и время.
Для того, чтобы разбираться в Игре, воспитатель должен иметь на это минимально необходимый ресурс времени.
Остаётся спокойно, взвешенно, не торопясь оценить требуемое время.
Подсчитать, скажем так, человеко-часы.
Ладно!
Устраним пока из подсчётов Человека.
Дегуманизируем процесс.
Оставим только часы!
Сколько времени необходимо на продуманное спокойное прочтение одной умной книжки?
Здесь секрета нет.
Здесь есть опыт и практики.
Чтобы прочесть двести страниц, читая их запоем, мне лично достаточно одного дня в поезде.
То есть одну книгу в сутки, если она мне интересна, и ничто другое не гнетёт – осилить можно.
Предположим, что наш воспитатель именно вот так с книжками и знакомится.
С десятилетнего возраста по одной книжке в сутки.
Без перерывов.
Без выходных.
Без выездов на моря и кораллы.
И книжками его обеспечивают самые доступные, самые добрые, самые открытые, самые лучшие библиотеки мира.
Вот такие у него прямо-таки идеальные для чтения условия.
Что еще из условий мы упустили?
А вот что: нашему идеальному воспитателю на сегодня исполнилось пресловутые «восемнадцать лет» (ведь это ОНА! – ей больше то и быть не может) что всё грамотное человечество считает тридцативосьмилетним возрастом.
То есть уже двадцать восемь лет она читает эти самые книжки.
Память у неё отменная.
Других проблем никаких нет.
В год 365 книжек 10227 книг. Семь на високосные годы «набежало»!
Как мы видим – число книжек велико.
Но не астрономически велико.
Десять тысяч плюс еще четверть тысячи без малого!
Вот что сообщает среди прочего Сергей Грибановский:
«Например, блестящий поэт и книгоиздатель Илья Кормильцев полагал, что современному человеку достаточно изучить пять вещей – Библию, «Фауста» Гёте, «Божественную комедию» Данте, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. По сети гуляет также довольно любопытный, жутко архаичный и сложный список, составленный Иосифом Бродским.
Безусловно, любые списки и советы сомнительны, крайне субъективны и спорны, почти всегда предсказуемы и малоинтересны.
Заслуживают внимания, пожалуй, следующие попытки глобальной описи —
1) 200 лучших книг по версии BBC (академическое перечисление без особых сюрпризов),
2) 100 книг двадцатого века по версии Le Monde (там присутствуют милые сердцу Набоков, Булгаков и даже Солженицын – да, литературные предпочтения французов неожиданны!),
3) 100 книг двадцать первого века по версии журнала «Афиша» (некоторые позиции вызывают искреннее недоумение, но в целом – актуальная и разнообразная подборка),
4) 100 книг по версии писателя и литературоведа Дмитрия Быкова (строго и обоснованно, но иногда все же с вывертом.
Желательно, конечно, читать и знать вещи, которые вошли в ткань повседневной жизни, стали «общественным достоянием», обильно цитируются, анализируются, пародируются и т. д. Культурный человек в принципе должен быть в курсе, что «новояз» и «большой брат» – это из товарища Оруэлла, а «не шалю, никого не трогаю, примус починяю» – это уже как бы совсем другой товарищ, вот.»
Конец цитаты.
Приятно, когда на первом месте упоминают твоего ученика!
Но мы о своём.
Об играх.
Собственно только шахматных книг издано несколько тысяч наименований.
В Интернете вы легко найдёте тысячу книг о шашках (стоклеточных и русских)
Еще тысячу книг вам поставят Нарды.
А сколько книг о карточных играх?
Вот только одна из них – Преферанс.
В Интернете имеется библиографический указатель на 40 изданий только на русском языке и ссылка на 200 публикаций в интернете. Но сие – уверяю вас – капля в море!
Только Википедия дает ссылку на описания 70 карточных игр.
А домино?
Википедия ссылается на 20 игр домино, хотя мне по жизни довелось познакомиться со значительно большим числом версий.
Впрочем, книг про домино всё-таки поменьше.
Но, сложив упомянутое вместе, мы уже получим только по упомянутым настольным играм более 2000 книг, без учета тех трёх-пяти тысяч, которые не на русском увидели свет.
Но это мы толкуем об очень узком сегменте игр на плоскости.
Имеется колоссальное число других игр, и каждая имеет свою собственную библиотеку.
Начнем с популярнейших игр.
Футбол. Легко набирает тысячу книг.
Баскетбол. Не напрягаясь пятьсот книг.
Волейбол. Еще триста книг без напряжения.
Будем считать, что только по популярнейшим играм мы без напряжения набираем тысячу книг.
Итак, у нас в списке уже три тысячи наименований, но ведь мы до сих пор не коснулись главного!
Мы к нему даже и не думали пока приближаться!
А впереди нас ждет подборка из книг, посвященных играм как таковым.
О! Это удивительнейшая библиотека.
Тут на вас обрушатся и «Гомо люденс», и «Игра в бисер», и «Игра без правил», и «Люди которые играют в игры и игры в которые играют люди»!
Не буду пока утомлять читателя скорбным перечислением известнейших имен и произведений. Одна «Пиковая дама» чего только стоит!
Давайте сразу договоримся, что таких великих книг будет немного, всего какая-нибудь жалкая тысяча.
Но есть еще небольшая библиотека книг психологов, которые действительно увлекались играми и писали о них плотно и часто.
Надеюсь, вы уже поняли, к какой мысли я вас медленно подвожу?
Да-да!
Не забудем, наконец, помянуть и педагогов – авторов множества книг об учебных играх.
А список книг посвященных игре в театре?
А библиография книг об игре в кино?
Есть целая группа книг об играх разведок и контрразведок!
А детективы – эти игры пытливого ума читателя?
Наконец имеется целый ряд книг по игротерапии.
Вот мы и подобрались к самому существу дела:
В состоянии ли Аграфена Матвеевна освоить весь этот массив?
А ведь недостаточно просто познакомиться с книжками про игру, об игре, с игрой.
В игру надо еще и успеть поиграть самой, чтобы «прожить, прочувствовать, промыслить»!
Хорошо было мне – негоднику.
Всё детство только и делал, что играл во всё подряд, без разбору.
И на хоккейной площадке на коньках у бортов потолкался, и в футболе считал себя неплохим защитником, и в волейболе и подавал и отбивал вдосталь.
А как мы резались во множество игр с монетками и пробками во дворе!
А уголки? А лото? А домино?
Если бы вы только видели, как играют на воду в больницах!!!
А каково это быть отличницей и играть в буру?
Или получать красный диплом в институте и одновременно играть и в футбол, и в хоккей, и в нарды.
Категория игра по ресурсу Времени непосильна ни одной воспитательнице детского сада.
Так много свободного времени у девочек просто не выпадает.
Недоступна по временному ресурсу.
Какая там тысяча шахматных книжек?
Абсолютное большинство не прочло и одной!
Встречал ли я женщин, хорошо играющих в шахматы?
Видит Бог: встречал!
На эти встречи мне лично повезло несказанно.
Одна из выдающихся русских шахматисток однажды натурально спасла мне жизнь.
С некоторыми я дружил.
Некоторые стали героями моих воспоминаний и других публикаций.
Но ни одна из них на пушечный выстрел не приближалась к рабочему месту воспитателя в детском саду.
В этом их господь Бог помиловал.
И среди шашисток я не заметил воспитательниц детских садов.
И среди заядлых картежниц – ни одной.
И с нардистками в качестве воспитательниц дошколят познакомиться не сложилось.
Если вы дни и ночи заняты своей реальной дошкольной группой – какие карты?
Какие нарды?
Какие там шахматы, господа!
Ну, разве что умение немножко передвигать фигурки!
Но это я всё о Времени!
Но есть ещё одна априорная категория чистейшего в мире разума: Пространство!
Каждая из игр на самом деле требует для себя своего особого, организованного особым же образом пространства!
В детской «игральной – столовой» можно конечно свалить в кучку и танки и самолётики. Но реальный самолётик требует аэродрома, а реальный футбол требует футбольного поля.
Не прожив пространственного содержания понятия Игра, его невозможно в самом себе корректно сформировать.
Формированию понятия предшествуют ощущения и восприятия.
И центральная фигура дошкольного учреждения лишена реальной возможности сформировать в себе и для себя понятия «игра».
А уж повседневная практика непрерывно всё отдаляет и отдаляет её от самой вероятности подобного подвига!