Бестужевки

В конце лета 1879 года в Петербург из Сибири приехала девушка восемнадцати лет. Мало ли их появлялось в столице! Но об этой написало «Новое время»: изучив все науки общеобразовательного курса без помощи учителя, получив известность на одном из приисков, где служил ее отец, изобретением «чрезвычайно практического механизма» для промывания золотоносного песка, молодая г-жа Колотова подала прошение о приеме на математическое отделение Высших (Бестужевских) женских курсов.

Высшее женское образование в России – затея относительно молодая. Не положено было его иметь женщине, и все тут. Только в 1857 году первые студентки появились в Петербургском университете и в Медико-хирургической академии. Однако через четыре года университет получил новый устав, который закрыл доступ в аудитории представительницам женского пола. Наверное, за компанию перестали принимать их и в Медико-хирургическую.

Но женщины народ упорный, если им чего хочется – будут того добиваться. Несколько энтузиасток, объединив силы, стали стучаться в различные государственные двери с просьбой устроить для женщин хотя бы лекционные курсы. Достучались только в 1869 году, когда министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой, сам человек высокообразованный, наконец, признал, что и правда лучше российским женщинам учиться дома, нежели ездить по заграничным университетам.

Так вот родились у нас публичные Женские курсы, которые сначала назывались по своим адресам – Аларчинские, Владимирские, – пока, наконец, не получили 20 сентября 1878 года знаменитое, вошедшее в историю именование – Бестужевские. Через восемь лет после того обрели они и свой собственный дом. Его выстроил на 10-й линии Васильевского острова архитектор А. Ф. Красовский.


Группа курсисток Высших женских (Бестужевских) курсов. Дата съемки: март 1900 г. Место съемки: Санкт-Петербург. Автор съемки: Карл Карлович Булла


Заслуга в том, что Петербург обрел новое учебное заведение, принадлежит в первую очередь главным энтузиасткам: Надежде Васильевне Стасовой, сестре известного художественного критика Владимира Стасова; Анне Павловне Философовой, жене генерал-прокурора, которую министр Толстой называл «красной», а царь даже на время выслал за границу; и Марье Васильевне Трубниковой, дочери декабриста Василия Ивашева. А Бестужевскими курсы названы были в честь родственника еще одного декабриста – профессора Константина Николаевича Бестужева-Рюмина, племянника казненного Михаила Бестужева-Рюмина. Константин Николаевич был официальным учредителем курсов и четыре года ими безвозмездно руководил.

Не менее громкими были имена и тех, кто преподавал там науки. Д. И. Менделеев, А. Е. Фаворский, А. М. Бутлеров, С. А. Венгеров, Н. О. Лосский, Н. К. Пиксанов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба – список длинен. И уровень даваемых знаний высок: И. М. Сеченов говорил, что он читал курсисткам «то же самое и в том же объеме, что в Университете». Да и отделения на курсах были «университетские» – словесно-историческое, физико-математическое, позже прибавилось юридическое…

Загрузка...