Известно, что в 1924 году Ленинград подвергся катастрофическому наводнению. Оно до сих пор остается вторым по высоте (380 см) в истории города…
Руководство Ленинграда приняло тогда самые решительные меры для борьбы со стихией. В каждом районе, на всех предприятиях и учреждениях были организованы «чрезвычайные тройки», созданы рабочие отряды, мобилизованы трудящиеся. Подняты были милиция, войска гарнизона и округа. Самым суровым образом с участием ГПУ пресекались паника, мародерство и спекуляция. В город вошла даже кавалерийская дивизия для поддержания общественного порядка.
Решимость властей одолеть стихию распространялась и на будущее. Была поставлена задача покончить с наводнениями. Примерно через год после бедствия комендантское управление города издало книгу «Ленинград в борьбе с наводнением». В предисловии указывалось, что «…по поручению Ленинградского губернского исполкома строится система борьбы с бессмысленной разъяренной стихией на опыте тяжелого дня 23 сентября 1924 года, когда изумительная по размаху организация захватила даже детей…».
Новой системой предусматривались самые различные меры: например, улучшение работы Главной геофизической обсерватории по наблюдениям за погодой и «всеми атмосферными явлениями», усовершенствование средств связи и оповещений об угрозе наводнений. Так, с началом подъема воды на 3 фута (91 см) Петропавловская крепость – должна была предупреждать город тремя орудийными выстрелами, при достижении 5-футовой отметки (152 см) – пятью. Дальнейший подъем воды сопровождался выстрелами каждые 15 минут с увеличением их числа по числу футов. При 7-футовом наводнении включались уже гудки заводов и фабрик. В ночные часы помимо стрельбы выпускались ракеты и зажигались сигнальные красные фонари.
Большинство мероприятий было заимствовано из опыта прошлых лет, особенно из указов Екатерины Великой по случаю потопа 10 (21) сентября 1777 года. Но почти через 150 лет размах действий предусматривался куда шире. Инструкции составлялись для пожарных и врачей, шоферов и извозчиков, дворников и спасателей на водах, для многих других специалистов.
…А на первый план уже выдвигалась идея радикальной защиты Ленинграда «с помощью сооружений, абсолютно исключающих возможность наводнений». Единственным препятствием к воплощению этой идеи было отсутствие средств. Но когда в 1926 году во главе ленинградских большевиков стал С. М. Киров, нашлись новые возможности.
Разработку проекта поручили вновь организованному Научно-исследовательскому институту коммунального хозяйства. На одном из первых мест в его планах значилось изучение «классовой борьбы в хозяйстве города», но были и более конкретные задачи. Проект защиты от наводнений разработали весьма детально и в короткие сроки.
Он предусматривал сооружение оградительной дамбы с водо- и судопропускными воротами по трассе Лисий Нос – остров Котлин – Ораниенбаум. Идею такой защиты предлагал еще после наводнения 1824 года первый ректор Института путей сообщения Пьер Доменик (а по-нашему – Петр Петрович) Базен.
Строительство собирались начать сразу же «централизованным хозяйственным способом подобно Днепрострою – Магнитогорскстрою – Беломорстрою и другим союзным гигантам». Завершить его предполагали в 1938 году.
Проекту защиты от наводнений не суждено было осуществиться. 1 декабря 1934 года в коридоре Смольного прогремел выстрел, оборвавший жизнь Кирова. Ленинград и страну затопила волна репрессий. Волнами наводнений заниматься перестали.
К вопросам защиты города от наводнений вернулись только в конце 1950-х. Разрабатывался новый генеральный план развития Ленинграда с застройкой низких приморских районов и замыслом создания «морского фасада» города. К тому же случилось сильное наводнение 15 октября 1955 года (293 см). Начался новый этап проектирования и исследований, завершившийся постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений». Оно было опубликовано в газетах 19 августа 1979 года.
Осенью того же года стройка, объявленная Всесоюзной комсомольской ударной, началась…
«Наследие» № 13 (422) опубликовано 29.03.1997 в № 59 (1485) «Санкт-Петербургских ведомостей»