Легендарный журнал «Театр и искусство» родился в Петербурге ровно сто лет назад. Первый его номер вышел в свет 5 (17) января 1897 года. Напечатанный на хорошей бумаге большого формата, с прекрасными иллюстрациями, номер стоил 20 копеек (годовая подписка – 6 рублей).
Создал новый журнал выдающийся критик, публицист, режиссер, драматург, театральный деятель Александр Кугель. Множество блестящих по стилю статей, очерков, фельетонов; больше десятка книг о театре, об актерах, режиссерах, драматургах, театральных антрепренерах; литературные воспоминания; созданный вместе с женой, артисткой З. В. Холмской, театр сатиры и пародии «Кривое зеркало» (он существовал с 1908-го с небольшим перерывом до 1931 года, пережив своего создателя на три года) – это все сделано Кугелем.
«Ежедневная газета имеет преимущество в смысле быстроты и свежести заметок, – писал А. Кугель в предисловии к первому номеру нового журнала. – Но в ежедневной газете быстрота убивает подчас точность, а еще чаще красоту художественного отражения. Быстрота размножения обратно пропорциональна жизнеспособности размножаемого».
В первом номере «Театра и искусства» представлены были многие виды и жанры театральной публицистики и критики: в их числе статья о современных театральных течениях, очерк самого Кугеля о великой итальянской драматической актрисе Элеоноре Дузе – она находилась тогда в расцвете таланта и славы и успела побывать на гастролях в России.
Печаталась и самая первая хроникальная заметка, весьма примечательная: «Государь Император по всеподданнейшему ходатайству председательницы Императорского общества поощрения художеств, Ее Императорского Высочества Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, Всемилостивейше соизволил наградить профессора скульптуры академика Марка Антокольского чином действительного статского советника». В табели о рангах так именовался четвертый по значимости чин (соответствовавший в армии чину генерал-майора).
Далеко не все имена ведущих авторов журнала «Театр и искусство» что-либо скажут современному читателю. Среди самых заметных – прозаик, критик, журналист В. Г. Авсеенко; литературный и театральный критик, фельетонист А. В. Амфитеатров; театральный критик и драматург Ю. Д. Беляев; театральный деятель, переводчик, историк искусства П. П. Гнедич. Они в значительной мере определяли уровень, стиль и направление нового журнала.
Позднее к этим авторам присоединился еще один – Анатолий Васильевич Луначарский. С 1906-го по 1917 год он жил в эмиграции и оттуда посылал в журнал свои корреспонденции. А потом вспоминал о тех годах в предисловии к книге А. Кугеля «Профили театра»: «Я помню, в годы нашей большой близости, когда я работал под руководством Кугеля в его театральном журнале, как „корреспондент из Парижа”, я как-то раз сказал ему, как много мне приходится писать и как быстро я пишу. Вместо похвалы я услышал из уст Кугеля строгое порицание. Он сказал мне: „Я доволен вашими статьями, у вас это выходит очень недурно, но если вы действительно пишете так быстро, это значит, что вы могли бы добиться как писатель гораздо большего. Я никогда не позволяю себе писать что-нибудь сразу или диктовать свои статьи…”.
Статьи Кугеля представляются крылатыми, быстролетными, импровизированными, но в них заключается не только много таланта, но и много добросовестности».
Начиная свои собственные воспоминания о рождении театрального журнала, А. Кугель увлеченно развивает идею человеческого легкомыслия как залога оптимизма, бодрости духа и воли к жизни. Природным своим легкомыслием, по его собственному утверждению, и был он подвигнут на создание журнала «Театр и искусство», хотя совершенно не владел тогда необходимыми для подобного начинания азами деловитости, коммерции, экономики. Да и начального капитала имелось маловато – около трехсот рублей.
Но судьба потворствовала легкомысленному мечтателю. В те дни один театральный знакомый пригласил его поиграть после обеда в карты. Кугель играть не любил и не слишком-то умел, но отказаться посчитал неудобным. Игра затянулась далеко за полночь. Было смертельно скучно, хотелось спать. Но, как это случается с неофитами, он вчистую обыграл своих партнеров и в одночасье приобрел значительную сумму, которая и помогла появиться на свет первому номеру «Театра и искусства».
Дитя легкомыслия оказалось вполне жизнеспособным. Впрочем, не буду пересказывать своими словами прекрасные страницы воспоминаний самого создателя журнала…
«Наследие» № 2 (411) опубликовано 11.01.1997 в № 5 (1430) «Санкт-Петербургских ведомостей»