К сожалению, до сих пор большинство учебников, подробно и последовательно рассказывая о Древнем Египте, Ассирии и Вавилонии, а теперь и о государстве ацтеков, о крито-микенской культуре и о Древнем Шумере (о нем еще совсем недавно ничего не знали, а нынче расшифрованные клинописные таблички доносят до нас даже судебные протоколы, и жителей этой страны мы знаем, чуть ли не поименно), и о многом другом, глухо или вообще ничего не говорят о землях, лежащих севернее Черного моря, словно там ничего не происходило. А это не так. Люди и в те древние времена заселяли всю Землю. Племена двигались, сливались и расходились. Мир человеческий клокотал, разливался по всем просторам суши и при этом постоянно и поразительно изменялся.
Принято считать и вполне основательно, что исторический период существования этноса начинается с его письменной истории – собственной или зафиксированной в истроии други «письманных» народов. О землях нынешнего юга России кое что известно, а про север тем более, сообщения либо скудны, либо фантастичны, либо их вообще нет. Эти земли не входили в средиземноморскую ойкумену. Слово близкое к русскому «окаём», то есть то, что можно окинуть взглядом. Как не печально, наша земля находилась за гранью тогдашней ойкумены – цивилизации.
Однако, изучение безписьменного периода истории народа или народов тоже возможно. Это удел археологов, лингвистов и этногенетиков.
За 9 тысяч лет до Р. Х. население «Плодородного Полумесяца» – района, занимавшего территорию примерно от первого города-крепости на планете Иерихона 10) до Персидского залива, освоило первые приемы земледелия и скотоводства.
Люди, к этому врем ени, уже долгие тысячелетия населяли Европу. Напомню: наскальной живописи в Испании 35 тысяч лет.
Но именно IX тысячелетие до н. э. стало точкой отсчета нового времени, потому что сменился способ производства, зародилось примитивное земледелие, возникло скотоводство, однако, пока не на всей планете. В эти века все еще большая часть человечества живет охотой и собирательством, то есть, так это называется, находится в стадии присваивающего (охоты рыболовства и собирательства) хозяйствования, но постепенно переходит в способу хозяйства производящего (скотоводство и земледелие).
Однако, с появлением стад одомашненного скота, что было великим благом, появился и грозный спутник цивилизаций – война! И прежде племена, безусловно, сталкивались, и стычки эти были, вероятно, достаточно кровавы, но теперь появилась цель – отнять стадо, отнять главную ценность и самим мгновенно разбогатеть. Потому то и пришлось построить первую крепость – Иерихон. Город по тем временам огромный. В нем проживало две тысячи человек. Почему именно в этом месте поднялись крепостные стены? Город стоит на дороге, что соединяет три материка – Африку, Азию и Европу. Иерихон – замóк на этой дороге. Его никак не миновать и не обойти. С одной стороны – море, с другой – горы. А торговля-то уже была! Стало быть, в Иерихоне оставляли плату за проход!
Примерно в 6000 году до н. э. в Малой Азии вырос «крупный центр» – поселение Чатал-Хююк (Чатал-Гуюк). Как называли город сами горожане, мы не знаем. Нынешнее название он получил по названию соседней турецкой деревни. В нем жили и трудились, предположительно, от двух до пяти тысяч человек. Лепили посуду, ткали материю, изготавливали из обсидиана различные орудия для себя и естественно, на продажу.
В это же время земледельческие общины расселяются вдоль Нила в Египте. А далеко-далеко на Севере, прапрапрапрапредки будущих финнов и ненцев, принадлежащие к уральской языковой семье, освоили охотничьи угодья в Восточном Приуралье, и дошли до Заполярья. Я думаю, что физических и интеллектуальных усилий этот тысячеверстный и многовековой марш к Ледовитому океану потребовал не меньше, чем освоение первобытного земледелия. И там, на вечной мерзлоте, в лесах и тундре возникла удивительная цивилизация, только совсем другая, не такая, как на южном берегу Средиземного моря. Вероятно люди появились на севере еще раньше. До прихода или до формирования древней уральской семьи здесь уже жили люди, которые влились в состав пришельцев.
В VI тысячелетии д н.э. из общей уральской семьи выделись самодийцы – предки ненцев, селькупов и омоков. Они обогнули Полярный Урал, где смешались с древними людьми монголоидной расы, отсюда в их облике монголоидные черты, и заселили огромные территории от Белого моря до полуострова Таймыр включительно, приручили оленя и создали потрясающую тундровую культуру, научившись жить достаточно безбедно и счастливо в самых суровых арктических условиях. Это каменный век. Все оружие и орудия каменные или костяные.
Около 5000 года до н.э. возникает земледелие в Шумере (Месопотамия), тысячу лет спустя там появились города. Примерно, в 4000-е годы до н.э., открыта техника плавки золота и меди, возможно людьми, жившими на Карпатах. Через полтысячелетия в Шумере изобретают колесо, в Малой Азии получают сплав меди и олова бронзу. Начинается бронзовый век.
Примерно в 3300 годах до н. э. Верхний и Нижний Египет объединились под властью фараона. В 3118 году до н. э. фараоном стал Менес, учредивший столицу в Мемфисе. Об этом событии сообщают древнеегипетские хроники, и оно запечатлено в древнейшем дошедшем до нас, памятнике египетского изобразительного искусства, так называемой плите Нермера. Но в это же время произошли события, которые нигде не зафиксированы, однако, последствие происшедшего – наше с вами сущестовавание и вся нынешняя жизнь.
Между 3000 и 2000 годами до н. э. началось массовое расселение на территорию Азии и Европы народов двух языковых ветвей: индоевропейцев и семитов. 11) Семиты – прапредки евреев, арабов, вавилонян, финикийцев. Они заселили Аравийский полуостров. Среди ученых идут споры: где возникла индо-европейская языковая семья? Одни считают, что на южном берегу Черного моря, другие, что на северном. Общей точки зрения пока не выработана.
Есть и еще одна спорная тема, а КТО или ЧТО распрастранялось из района образования индо – европейской семьи народов? Переселись индо-европейцы, то есть племена или распространялся только какой-то общий индо-европрейский язык среди прежде живших на территории Европы до части полуострова Индостан, включительно, людей? Не вызывает споров – индо-европейцы несли новый способ производящего хозяйствования – земледелие, что означало полный революционный перевород в жизни человечества. На тех землях, где охотой и собирательством могли прокормиться несколько семей, т.е неболее нескольких десятков людей, теперь могло безбедно жить племя в десять тысяч человек.
Итак за исключением угро финнов, все европейское население и даже часть населения Индии – говорят на языках индо-европейской языковой семьи. При этом все население Европы имело и в те времена и до наших дней европиоедный облик. Их объединяют, сохранившиеся в различных сегодня языках реликты общего древнего праязыка. Так почему же они разделились на множестово этносов и десятки языков? Почему, ветви и листья, фигурально выражаясь, одного дерева, так отличаются нынче друг от друга? Почему норвежец и кавказец, оба индо европейцы, так непохожи между собой и не понимают языка?
Лингвисты обясняют появление разных языков тем, что в древности сравнительно небольшие группы людей, населявшие тогдашний мир, расходились жили на значительном расстоянии друг от друга, и языки формировались достаточно изолированно.
Дают свое убедительное объяснение и этногенетики. Все – таки, утверждают они, бесспорно, расселялись носители языка индоевропейские ПЛЕМЕНА, но земли, на которые они приходили не были безлюдной пустыней. Они были заселены какими-то автохонными этносами, с коими индо-европейцы смешивались. Причем, пришельцы не обезательно являлись в большинстве. Как свидетельствует генетика, порой, с трудом можно отыскать гены пришельцев в новом возникшем этносе, который, однако, мог перейти на язык пришельцев. Приводят в пример современных венгров, их история хорошо известна: казалось бы, исторически прямые нынешних венгров родственники и даже предки – сибирские ханты и манси, то есть угро – финны, однако, в геноме современных венгров, говорящих на языке угро-финской языковой семьи, генов древних сибиряков – фактически, почти нет. По геному современные венгры родственны соседям – славянам. Или уж, казалось бы, чехи, говорящие на языке, который, в общем, всем славянам доступен и понятен, по генетике ближе к соседям – германцам, живущие совсем рядом с чехами словаки в большей степени славяне, чем чехи и родственны соседям – полякам и украинцам. Однако, мы забежали вперед. Вернемся, на пять тысяч лет назад во время великого расселения индоевропейцев на территории Европы.
Итак индоевропейцы – предки всех европейских народов (за исключением угро – финнов). В древности, индоевропейцы – предки направившихся на юго-восток хеттов, мидян, иранцев, персов и двинувшихся на север скифов и ариев (именно ариев, а не вымышленных в 19 веке арийцев. Прим. автора). Индоевропейцы – арии обогнули Каспий и вторглись с севера на полуостров Индостан. Поэтому в индийских свидетельствах арии – выглядят жителями севера, хотя этот «север арьев» помещался между Каспием и Аралом. (нынче высохшем морем, уничтоженном в наши дни человеком)
Волна индоевропейцев покатилась по Европе, где стали возникать центры будущих языковых семей: кельтов, италиков, иллирийцев, фракийцев и пришедших на берега Средиземноморья предков нынешних греков. Севернее кельтов сформировался центр образования германских племен, между ними и древними балтами, между Одером и Вислой, впоследствии, выделились племена праславян. Повторяю: они все – индоевропейцы.
Балканский полуостров и Кикладские острова освоили предки античных греков. На острове Крит возникает первая европейская цивилизации. О ней, еще век назад, вообще ничего не было известно, а нынче восстановлены дворцы-лабиринты, и мы можем восторгаться произведениями искусства золотого века Крита, созданными между 2000 и 1450 годами до н. э. Часть крито-микенского, так называемого линейного письма расшифровали М. Вентрис и Дж. Чедвик, и теперь можно с уверенностью сказать, что авторы этих табличек говорили по-гречески. Гибель минойской цивилизации относят к 1600 годам до н.э. Некоторые историки называют более точную дату: 1628 год до н. э. Именно в этот год взорвался вулкан на острове Санторин (Фера). Раскопки начал и выдвинул впервые гипотезу о вулканической катастрофе греческий археолог Маринатос, погибший в раскопе. Санторин его не отпустил. Вулканический взрыв по силе сравнивают с взрывом 150 атомных бомб. Причем, взрывались они, будто заложенные в пулеметную ленту, последовательно, с перерывом в несколько минут. Есть предположение, что воспоминания об этой катастрофе отражены в легендах о всемирном потопе и о гибели Атлантиды. В образовавшуюся от взрыва огромную воронку шириной в восемь миль и глубиною в милю хлынуло море. Прорвало Гибралтарский пролив, и воды Средиземного моря, уровень коих был ниже, чем в Аллантическом океане соеденились с Атлантикой. Поднявшаяся волна, высотою в 200 метров, смыла все с побережья материков на расстоянии в 60 миль от прежднего берега, а пепел, выброшенный вулканом, превратил день в ночь. Китайские хроники сообщают, что «солнце превратилось в луну и вымерзло пять урожаев риса». Дату катастрофы с большой точностью определили по антарктическому льду, где в слоях этого времени обнаружили следы вулканического извержения. Умирающий от голода Крит легко завоевали греки-микенцы, те самые, что завоевали Трою, обнаруженную Генрихом Шлиманом. В это же время на южном побережье Средиземного моря и в Египте появляются «народы моря – «фелештым» – филистимляне, как звали их древние семиты-иудеи. Свое имя, вернее, данное им прозвище, (как они сами себя называли – неизвестно), они оставили побережью, где высадились и жили, – Палестина. Кто они, эти загадочные «фелештым», и почему легко раздвинули, плотно заселявшие благодатные земли на побережье теплого моря, племена? Возможно, они – беженцы, уцелевшие после страшной катастрофы, но не исключается, что это жестокие микенцы, завершившие здесь завоевательный поход. Ясно одно: они – индоевропейцы, ни египтянам, ни семитам не родственники. И были лучше вооружены – знали бронзу. В сказании о Самсоне говорится, что сыны Израилевы зависели от филистимлян, поскольку ходили к ним затачивать свои каменные орудия.
На маленьком кусочке планеты столкнулись две разные цивилизации и две эпохи – самый финал каменного века и век новый, бронзовый. Правда, противостояние это длилось недолго. Бронзовый век стремительно сменил каменный. Имеют ли современные палестинцы и евреи из Израиля отношение к тому давнему конфликту? Я уверен, что только по названию. Нынешние палестинцы – арабы – представители той же языковой семьи, что и евреи-сефарды, никогда не покидавшие эти земли, а остальные израильтяне – пришельцы со всех концов света и даже представители разных рас. Как и нынешние палестинцы, они – современные люди, и с тысячелетним прошлым их роднит древняя религия и народное предание. Но об этом подробнее в главе «Народы приходят и уходят – люди остаются»
Это все в теплых краях, в Средиземноморье. А у нас-то! У нас-то?! Уточним: на территории современной России и соседних ближних территориях. У нас тоже жизнь кипела! Примерно в середине I тысячелетия до н. э. (до Рождества Христова ) образовалась древняя славяно – балтийская общность, рядом с ней прагерманская. Еще раньше в районе ненешнего Пермского края – уральская группа, из какой выделились самодийцы, затем она разделилась на угорскую и финскую. И все эти народы – предки современных народов продолжали расселяться по планете, поглощая племена тех, кто жил в этих местах до них или растворяясь в них, порождая новые этносы.