Глава первая. Человек заселяет планету.

Книга, которую вы сейчас держите в руках, относится к жанру научно-популярной литературы. Она в той же степени моя, как и тех, кого я цитирую. На треть, если не больше, книга состоит из цитат. Я ее не столько написал, сколько собрал, а собранное, в определенном порядке, выстроил. Поэтому все ее достоинства, ежели такие есть, принадлежат тем, чьи мысли и слова я в книге привожу. (Зачем мне было пересказывать своими словами труды ученых или статьи из энциклопедии, все равно мне лучше велких авторов не сказать). Ну, а все недостатки – мои и за них отвечать только мне. И я готов! Знал, за что брался.

В книге много терминов, названий и понятий (в том числе и устаревших, и даже отвергнутых современной наукой), но я не стал все их объяснять и расшифровывать. Поскольку, тот, кто моим рассказом заинтересуется, не полениться заглянуть в справочники, в словари, в другие книги, например, чтобы меня опровергнуть, глядишь, и вычитает что-то такое, о чем я не писал. Рыться в книгах не только – польза, но и счастье! А тот, кто дальше первой страницы не пойдет, все равно, ничего читать не будет! Стало быть, нечего для него и стараться!

Сразу попытаюсь развеять смавый стойкий миф – какой народ древнее. Для этого , как и положено в правильном разговоре (споре) уточним, что имеется в виду. Все мы ныне живущие принадлежим к одному биологическрому виду сапиенс-сапиенс и ежели мы нынче живы, стало быть, все без исключения в основе своей родословной имеем общую точку отсчёта – возникновение биологического вида сапиенс- сапиенс. Иными словами, как биологический вид мы все одинаково древние. "Мы представители древнего народа!" – очень частое утверждение "гордых" людей, которые как то упускают из виду, что все ныне живущие представители какого либо народа. И ни один уточним этнос на земле не существовал совершенно неизменно, даже если это африканское племя бушменов, живущее примерно так как жили предки всего человечества тысячелетия назад. Мы – народ древней культуры – вот уже как говориться "теплее", однако, ни одна культура не существует в абсолютном этническом вакууме. За примером ходить не далеко: знаменитые архангелогородские "козули" – праздничное печенье – предмет гордости поморов. Однако, в Швеции и в Финляндии пекут очень схожие лакомства. А определить разницу между старинными русскими и финскими рисунками, скажем, на вязаных варежках, даже специалисту сложно. "У нашего народа – древняя история". Ещё теплее. Только несколько уточним: "история нашего народа очень древняя" – это означает, что упомянутый народ (этнос) в давние времена начал отсчитывать свое историческое время – то есть, либо (при наличии письменных памятников, сам о себе сохранил сведения, либо был упомянут в письменных источниках другими народами). Но и тут все не так просто. Как правило, первоначально устные, а затем зафиксированные письменно сведения о первоначальных временах формирования этноса – мифологичны, в них исторические события проглядываются весьма смутно. Ещё чаще случается, что пришельцы, покорившие местный народ, усваивают его мифологию и начинают приписывать её своим предкам, хотя упоминаемые исторические факты происходили гораздо раньше их появления и совсем с другим, возможно полностью поглощенным новопоселенцами, этносом и т.д.

Давайте попробуем во всем этом разобраться спокойно, не торопясь шаг за шагом – уверяю: это достаточно интересно и безусловно – полезно, например, как лекарство от очень опасной психической болезни – национального чванства.

Существует несколько теорий возникновения человека. По одним – человек появился в одном месте планеты, а затем расселился по всем континентам, по другим – современный человек (хомо сапиенс – сапиенс – «человек разумный – разумный») одновременно появился в нескольких местах планеты. Этим, в частности, объясняется возникновение основных рас: европейской, монголоидной, негроидной, американоидной и австралийской. Нынче лостаточно точно доказано, что родина всего современного человечества Африка. Несмотря на то, что все люди принадлежат к одному биологическому виду (о чем, скажем, свидетельствуют метисы – то есть дети, рожденные в смешанных расовых браках, и даже целые народы, возникшие в результате смешения разных рас, – например, мексиканцы), объяснить толково, почему одни чернокожие и курчавые, другие белые и светловолосые, а третьи с узким разрезом глаз, ученым пока убедительно не удается. Наиболее популярно мнение, что расовые различия возникли в результате приспособления человека к местным условиям проживания.

Так меня учили в школе, правда я учился в школе давно – в середине прошлого ХХ века. До сих пор я картинки помню, что вывешивала у нас в классе на доске учительница географии. Красивый русобородый в синей косоворотке – европеоид. Причесанный на прямой пробор, похожий на студента университета, их тогда много у нас в Ленинграде обучалось, – монголоид. Негроид – вылитый американский певец друг СССР Поль Робсон. Еще парочка: «Чингачгук – вождь индейцев» и, похожий на русского ученого Миклухо-Маклая, но черный – австралиец – «пупуас». В младшие школьные годы я был уверен, что имя он получил, потому что ходил голым и с голым пупком. Вскоре мое этимологическое умозаключение потерпело крушение. И за то, что я написал, как понимал и говорил, а не как положено – «папуас», схлопотал я двойку.

«Пупуас», что лупал на меня глазами размером с вареные яйца, остался в прошлом, и не только в моей биографии. Наука шагнула вперед, и деление основных рас теперь иное, не то, что прежде: белая, желтая, черная, красная и австралийская. Когда я привел своего внука в школу, то в кабинете географии обнаружил сильно изменившийся плакат моего детства, хотя персонажи изображенные на плакате остались те же.

Теперь на нем было три расы: европиоидная, американо-монголоидная и австрало-негроидная. Исчез «Чингачгук», причисленный нынче к монголоидам, и «пупуас», вступивший теперь в австрало-негроидную расу. Три эти расы именуются большими или основными, каждая раса, в свою очередь делится на малые расы. Например: раса европиоидов включает в себя малые расы – беломоро – балтийскую, средиземноморскую, балканскую и др. В Большой Советской энциклопедии таких малых рас насчитывалось тридцать, которые, в свою очередь пордразделяются на более мелкие деления – субрасы.

Есть и другия класификации, когда все расы объединяются в два основных «ствола», а уж затем на делятся «рукава» рас. По одной классификации больших рас насчитывается семь, по другой пятнадцать. Занимается изучением рас целая наука расоведение, но единой классификации, безусловно принятой всеми учеными сегодня нет.

А про то, что человек произошел от обезьяны, я очень обстоятельно рассказывал на уроках биологии и был «пятерочником». Но по воскресеньям я не повязывал красный галстук, под которым глубоко на груди, под рубахой, всегда носил крестик, а ехал с бабушкой в церковь, где молился Святому Сергию Радонежскому о даровании способности к учению (чтобы, значит, пятерки и дальше по биологии получать, ну, и по другим предметам тоже). И твердо знал, что произошел я от Адама, по воле Божьей. Адам – почему-то в переводе с тюркского – означает Адам – «человек», а Ева – «жизнь». С годами углубляется и усложняется мое понимание «Адама» и хочется мне понять, какой величайший зашифрованный нашими предками смысл таится в этом образе.

От Адама происходить мне нравилось больше, чем от обезъяны, которую я видел в зоопарке и сходства с собой в ней не обнаружил. А возражают и прежде, и нынче против обезьяны приблизительно теми же доводами, какими возражал в начале прошлого века мой дед: на человеческой памяти ни одна обезьяна не только не превратилась в человека, хотя условия ее существования резко изменились – в зоопарке живет, но даже цвет шерсти и глаз не поменяла. А корова, как ее не перевоспитывай, так коровой и остается. У одной рога длиннее, другая молока больше дает, а как ее «направленно ни селекционируй», в лошадь не превращается и даже скаковой коровой не становится. Хотя в некоторых странах – в Тибете, например – на коровах верхом ездят, и вопреки пословице, коровье седло есть, да и у нас столетиями на волах поклажу возили.

Такое рассуждение совершенно, на первый взгляд, стройно, но к сожалению, совершенно аналогично тому умозаключению к которому я пришел во втором классе, выводя этимологию слова «папуас» от слова «пупок». Правда, значительная наших часть наших современников все еще по этой схеме тогдашнего моего умозаключения о «пупуасе», рассуждает об анропологии, этнографии, религиоведении, истории и многом ином, о чем сведения имеет от научных «отдаленные», смутные, отрывочные и недостоверные, легко восполняя их отстутвие собственными измышлениями или почерпнутыми в интернете, (мягко говоря, чтобы не обидеть) «фэнтази» и «фольк хистори».

Тут есть еще одно обстоятельство, которое к подлинной науке не имеет отношения – категория «нравится – не нравится». Поясняю: история про Адама, Еву, грехопадение и т.д. части людей нравится больше, чем утверждение, что шимпанзе в клетке зоопарка – их хотя и очень отдаленный, но родственник. К сожалению, это «оценочно – эмоциональное» отношение к научным доказательствам и фактам, наделало людям много бед и продолжает их умножаить.

Например, причисление себя к этносам, которых прежде не сущестовало. «Украинский народ четыреста тысяч лет живет на своих исконных землях!» – замечательно! Только (и это научно доказано): возникшие в Африке примерно сто тысяч лет назад наши прямые предки – кроманьонцы 3), пришли в Европу всего 30 – 35 тысяч лет назад. До них здесь в очень малом числе здесь жили группы неандертальцев – тоже люди, но другой вид.

Долгое время считалось, что неандертальцы – предки кроманьонцев, однако, сегодня доказано, что неандертальцы – особая ветвь эволюции, которая развивалась своим путем.

Современная наука палеоантропология пришла к выводу, что примерно 500 тыс. лет назад пути будущих кроманьонцев и неандертальцев разошлись. То есть, это разные виды биологического вида – человек. А сравнительно недавно обнаружили еще и третий вид вымерший много лет назад – денисовцев. Они, скорее всего третий отдельный вид человека, который тоже в какой-то степени наш предок, хотя два вида неандертальцы и денисовцы исчезли, а кроманьенцы заняли господствующее положение на нашей планете.

Найдены следы гибридизации денисовского человека с Homo sapiens (современным человеком). В геноме меланезийцев обнаружено около 5 % общих генов с прочитанным ядерным геномом денисовского человека. В то же время общих генов у современного человека и неандертальца от 1 % до 4 % в различных популяциях (за исключением коренных жителей Африки, у которых неандертальские гены отсутствуют). Неандертальское «наследство» наиболее выражено в генах жителей Европы и Пакистана, денисовское – у обитателей южно-тихоокеанского региона, что косвенно указывает на территориальное распределение (ареал) этих видов. Нельзя исключать, что уникальные языкипапуасовНовой Гвинеи также связаны с наследством денисовцев.

Появление денисовцев в Азии предположительно вызвано миграциями из Африки, отличными от переселений Homo erectus, неандертальцев и современных людей. «Денисовцы выселились из Африки раньше человека, от Индонезии дошли до Янцзы и возможно поднялись по течению вверх», – предпологает академик В. В. Иванов.

В 2013 году антропологи объявили о том, что в древности денисовцы самостоятельно пересекли линию Уоллеса – водораздел между азиатской и австралийской фауной. К такому выводу они пришли, проанализировав данные по наличию в геноме населения юго-восточной Азии следов генома денисовского человека. Согласно ДНК-исследованию 2013 года, денисовцы наряду с неандертальцами передали часть генома современным людям. Установлено, что неандертальцы скрещивались с кроманьонцами и денисовцами, кроманьонцы – с денисовцами, кроме того, денисовцы скрещивались с каким-то четвертым, пока неизвестным видом людей. То есть, и в самой глубочайшей древности происходили межвидовые скрещивания, а понятия "раса" еще не существовало.

Значительная часть наших соотечественников убеждена, что они – славяне и только славяне! Возможно, так оно и есть, поскольку русский язык, на котором мы говорим и думаем – относится к языкам славянским. Однако, напрашиваются два вопроса: почему, ежели мы только славяне, теперь мы называемся русские? Во- вторых, а древние славяне сами-то знали, что они славяне? Почему тогда славянские племена назывались иначе: поляне, древляне, уличи, тиверцы и др. поскольку разница между славянскими племенами для них была очевидна.Кстати, самоназвания «русичи» никогда не существовало. Не зафиксирована оно в те далекие времена. (Встречается один раз в Слове о полку Игореве. И все! А это великое литературное произведение не летопись.) Стало быть, это слово самоназванием какого-либо славянского племени не является. Почему же некоторым нашим современникам так хочется быть славянами? И только славянами! Потому, что славяне благородные! Должен любителей приписывать благородство своим предкам огорчить: в срединие века и в древности все народы находились примерно, на одном морально-нравственном уровне: и славяне, и германцы, и кельты, и финны, и прочие язычники приносили человеческие жертвы. А еще раньше, когда еще эти этносы из обще-человеческий массы не выделились, и никаких славян, германцев, латинян, греков и прочих древних этносов, не сущестовало, то во всем тогдашнем мире и каннибализмом, т.е людоедством, не брезговали. Так что и в древности, не бывало народов природно, по рождению – лучших и худших, и сейчас, говоря словами моего деда: «не бывает плохих народов, бывают плохие люди!»

Шедевром и классикой, в этом смысле, является утверждение Гитлера: «Мы чистокровные арийцы произошли непорсредственно от древних греков!» Если Вас этот его бред сейчас не развеселил – дочитайте мою книгу до конца и убедитесь, что в наши, казалось бы, «просвещенныя лета» подобные измышления распрастроняются как вирус гриппа и легко находят адептов и поклонников. Это было бы смешно, если не было так грустно, а порой и страшно.

Железобетонная уверенность в своей рассовой и национальной исключительности – свойство отстутвия образования и нежелания учиться. Это же качество, порождает все современные псевдонаучные новеделы вроде неоязычества и родноверия, о чем обязаттельно поговорим, поскольку за прекрасными вымыслами о «продвинутых и благородных» славянах, арийцах, гиперборейцах и т.п. угадывается дорога в тоталитарные секты – создание бизнеса проходимцев и ловушки для недоучек – «образованцев».

К сожалению, слова моего деда , сказанные им сто лет назад: «Россия из страны всеобщей неграмотности, которой она не была, превращается в страну всеобщей малограмотности» подтверждается. Оболванить «человека недобразованного» достаточно просто. Прежде всего, его нужно убедить в том, что он «разумен и велик» и обладает, не учась, так сказать, природно, всеми качествами и знаниями, чтобы самостоятельно судить и рядить о том, что правда, а что ложь. После чего, ему, убежденному в собственной значимости, преъявляют сведения, которые непременно «перевернут науку» – потому что она была неправильной и людей сознательно обманывали, а вот теперь ему откроется истина! И он ваш – будет слушать развесив уши и разнообразному бреду верить – именно верить, потому что это занимательно, ново и не требует усилий для усвоения. Тем более, если, например, «по телевизору сказали» или "в газете написали" – как не верить?!

Нет, про инопланетян я в этой книжке ни слова не скажу. Оставим их в покое. И без инопланетян фантастических идей хватает. Например, уж совсем новомодная бредятина, что никуда человек не переселялся, это материки расходились, а люди на них разъезжали. Примерно, как мальчишки весной на льдинах. Причем, двигались материки со скоростью семьдесят километров в час! Произошло это в связи с падением метеорита или какого-то космического тела на Землю, и начался потоп, потому что выплеснулись подземные воды, которые теперь наполняют океанские впадины и частично еще сохраняются под землей. Эта идея, в основе своей геологическая, тут же переносится в человеческую историю и в историческое время. Выходит, для того, чтобы в Индию сходить или там, в Египет, Александр Македонский через забор перелезал и, пожалуйста: здравствуйте, граждане индусы или, наоборот, фараоны! Материк-то один, а посредине него – единственное море, а вокруг материка – океан. То есть все так, как представляли себе мир древние.

По поводу таких сообщений я мнения не имею. Они просто за пределами того, о чем мы будем говорить, но, возможно, в компетенции медицины. Потому примем за основу классическую теорию, согласно которой в интересующий нас период планета наша была такой, какой она остается и сейчас, а вот климат менялся, и не единожды. Повторю для лучшего запоминания: человеческий вид, сапиенс – сапиенс (человек разумный) к которому принадлежали наши предки и принадлежим мы, в этот период уже сформировался.

Итак, в "сухом остатке". «Перволюди» ничем от нас – их потомков биологически не отличались. Сформировались сапиенс-сапиенс в результате длинейшей миллионнолетней эволюции и появились, как считает большинство современных учёных, впервые в Южной Африке приблизительно 100 тысяч лет назад. Именно оттуда началось расселение нынешнего человечества. 35 тысяч лет назад наши общие предки – кроманьонцы переселились в Европу и вытеснили неандертальцев, тоже людей, но другого вида, в ком, вероятно, не видели родственников (может, быть даже на них охотились), а неандертальцы, и это доказано, в свою очередь, были каннибалы, попросту – людоеды.

Но, в пещерах Схул и Табун в Палестине обнаружены скелеты метисов неандертальцев и гомо сапиенс. Как это могло произойти, судить сложно. Еще полвека назад считалось, что возникшая помесь должна быть нежизнеспособной. Собственно, это было доказательством различия видов. Ну, скажем, как помесь осла и лошади – мул, поскольку это разные виды, у нах разное число хромосом. А неандертальцы и кроманьонцы – разные виды человека. Однако, сравнительно, новая наука генетика, сумевшая выделить из останков геном неандертальца, совершенно точно доказала присутсвие в геноме человека значительной части генов неандертальцев. Причем, у европейцев и азиатов гены неандертальцев есть, а у африканцев их нет. Это говорит о том, что в Африке неандертальцев не было и что, пришедшие в Европу и Азию, кроманьонцы вытеснили и частично ассимилировали, живших здесь до них, неандертальцев. Как это вытеснение происходило? Кто его знает! Хочется думать, что эти два вида человека смешались, не истребляя друг друга, так сказать, кроманьонцы «поглотили» неандертальцев. Однако, наука пока единственно точного ответа не дает. Предполагается, что на планете существовали и другие виды человека, которые были поглощены кроманьонцами и тоже отчасти являются предками современного человека, например денисовцы. Ученые предполагают, что был и еще один какой-то неизвестный покуда вид, следы которого обнаружены в геноме человека, но его останки пока не обнаружены. Повторюсь: современный человек ведет родословную от людей, живших 100 тысяч лет назад, и никакой разницы – ни биологической, ни морфологической – меж ними и нами нет.

А вот климат и в те времена и нынче менялся: бывал очень суровым, сказывалось влияние ледника, покрывавшего щитом значительную часть евразийского материка, бывал и помягче – потеплее. Доказано, что последний ледниковый период начался 30 тысяч лет назад. Некоторые ученые объясняют этим похолоданием исчезновение древних животных – мамонтов, шерстистых носорогов и др, и неандертальцев, которые не сумели, в отличие от кроманьонцев, приспособиться к изменившемуся климату. Например, утверждают, что неандертальцы заворачивались в шкуры, а шить одежду из шкур не умели… и т.п.

Нам важен конец последнего ледникового периода, когда покрывавший часть Европы ледник стал отступать. Это, примерно, 10 тысяч лет назад. Тогда жизнь наших предков походила на ту, что еще совсем недавно вели тундровые кочевые народы. Основу бытия составляла охота и собирательство. Одни кочевали, следуя за стадами диких животных, как волки, но чаще жили оседло (причем столетиями), в одних и тех же пещерах. Такой, например, как пещера Ласко в районе Дордонь (Франция), известной всему миру сохранившимися здесь потрясающими рисунками.

Там, где пещер не было, строили укрытия – хижины из костей и шкур мамонтов и других крупных животных. Каркас хижин возводился из бивней мамонтов и покрывался толстой мамонтовой шкурой. Посредине жилища располагался очаг, где горели кости животных: дерево в безлесной степи, а тогда почти тундры – редкость. В каждой хижине жило по 5–10 человек. Примерно, как в чумах у ненцев или саамов. Подобное городище открыто археологами на Верхнем Дону у села Костенки. За тысячелетия «костенковцы» создали удивительную культуру, своеобразное и очень выразительное искусство. Их жизнь была частью тогдашнего, понятного им и хорошо освоенного, мира, поэтому, когда ледник стал отступать, а климат меняться, они пошли вослед за льдами. Во всяком случае, так ученые объясняют появление подобных костенковским стоянок в Приуралье. Сразу скажу: планета уже и в это время не оставалась безлюдной пустыней. Людей на Земле обитало немного, но самые первые племена, расходившиеся по материкам, встречались друг с другом, иногда сливались в новые племена, иногда расходились. На их место приходили новые и новые людские волны, выталкивая тех, кто жил здесь раньше, но чаще образуя с ними новую общность. Так, например, когда от племен общей уральской семьи отделились самодийцы, названные так впоследствии учеными по имени народа саамы. Они встретились и отчасти смешались с какими то аборигенными, то есть жившими здесь до них племенами, а за Уралом – с племенами монголоидов и унаследовали некоторые монголоидные черты, а до того имели внешность северных европейцев.

Несколько тысячелетий спустя под влиянием неких племен, пришедших с юга, уральская семья разделилась еще на две общности: финскую и угорскую. Но об этом мы будем подробно говорить, когда речь пойдет об угро-финнах. Сейчас мы говорим о районе Приуралья, потому что там обнаружены археологами ранние стоянки человека, появившиеся далеко на Севере сразу после того, как стал уходить ледник. Однако, есть и загадочное исключение. В районе Воркуты открыта стоянка древних людей доледникового периода! Что это означает? Одна из двух: либо люди жили здесь до того, как надвинулся ледник, либо уж совсем, на первый взгляд, невероятное – ледника не было. Вообще! Каков же правильный ответ? А нет пока ответа! Или, возможно, я его не знаю.

Итак, примерно 10 тысяч лет назад до н. э. ледниковый период закончился.

– Какое счастье!

– Как для кого. Вот если наш нынешний климат потеплеет, и в наших краях начнут расти апельсины-бананы, но как же, тогда, грибы и клюква? А в снежки поиграть? А на лыжах? Вечная мерзлота растает – зальет все. Куда деваться, если, где олешки бегали, – верблюды зашагают? Вот и древние люди, какие не желали или не могли, или просто не заметили, что надо приспосабливаться к новым климатическим условиям, (менялось то всё не быстро), сохраняли привычный жизненный уклад охотников – собирателей и двинулись на север. Здесь уместно заметить, что само понятие «двинулись», «пошли» не означает поход, то есть собрались и направились, как турист из задачника по арифметике из пункта А в пункт Б. Движение длилось веками. Одни уходили с насиженных мест так же неохотно, как это происходит и сегодня, другие стремились в новые края все с той же, не утратившей своей притягательности и нынче мечтой: там, за горизонтом, обрести счастье!

Те же, что остались, изменили систему хозяйствования. Казалось бы, климат стал мягче, плодов земных и всяких животных – больше, но и людей прибавилось. Как говорил Л. Н. Гумилев «антропосфера» – одна из земных оболочек, состоящая из человечества и продуктов его деятельности, увеличилась. Если во времена верхнего палеолита охотников и собирателей во всем мире проживало одновременно меньше миллиона на всех континентах, то теперь человечество численно перевалило миллионов за десять, и на прежде обитаемых территориях собирательством и охотой они уже не могли прокормиться. При изменении способов хозяйствования собирательство и охота перестали быть стержнем, вокруг которого строилась жизнь. Период собирательства и охоты сменился другим способом хозяйствования – производящим. Человек стал оседлым земледельцем, одомашнил и научился разводить животных. Охотника и собирателя сменил пастух и пахарь. Говоря языком научным присваевающая ситема хозяйствования сменилась хозяйством производящим. Период раннего сельского хозяйства называется неолитическим. Неолит (нео-новый, лит–камень (греч.) ново-каменный век.

Кстати, периодизация развития человечества, та, что строится в соответствии с определением методов ведения хозяйства, для всего человечества не совпадает по времени. На юге уже скот разводили, на быках пахали, плотины и города строили, а на севере еще не одно тысячелетие будут жить собирательством и охотой. И до наших дней сохранились на планете крошечные племена, которые продолжают жить таким способом.

Стало быть, они все еще в верхнем палеолите?! Это что же значит – время для разных племен течет по-разному? Смотря, какое время! Астрономическое: часы, дни, годы и т. д. – для всех одинаковое. Планета всех, расселившихся по ее поверхности, одинаково кружит, а вот историческое время – разное. И есть племена, для каких время движется медленно, а то и вовсе стоит. Например, новгородцы 14 века, в значительном числе, грамотные, владевшие кузнечным делом и мореплаванием, на севере были в контакте с местным населением, еще пользовавшимся каменными орудиями, т.е жившим еще в каменном веке.

– Ах, они бедные!

– Это с какой точки зрения посмотреть…

Великий Корнелий Тацит (ок .55 – ок. 120 гг.), живший в самом центре тогдашней европейской цивилизации, в Риме, в самом, как теперь говорят, «продвинутом» городе, повествует, и не без зависти, о северных феннах (в ком мы угадываем древних финнов) и вздыхает о «блаженном» гармоничном мире, надо полагать, верхнего палеолита: «…фенны отличаются удивительной дикостью и ужасной бедностью; у них нет оружия, нет лошадей, нет пенатов (богов дома, кладбищ, родительских могил. Эти божки – пенаты, или лары превратились у славян в известных нам домовых. – Б. А.) пищей им служит трава, одеждой – шкура, ложем – земля. Вся надежда их на стрелы, которые они за неимением железа снабжают костяным наконечником. Одна и та же охота кормит мужчин и женщин, которые повсюду их сопровождают и участвуют в добыче. Их дети не имеют другого убежища от диких зверей и непогоды, кроме сплетенных между собой ветвей, под которыми они скрываются; сюда возвращается молодежь, здесь пристанище стариков. Но это они считают бóльшим счастьем, чем изнывать в поле, трудиться в доме, рисковать своим и чужим добром, постоянно находясь, между надеждой и страхом. Не опасаясь ни людей, ни богов, они достигли самого трудного – им даже нечего желать». Правда, сам Тацит вернуться в блаженное состояние не торопился, да и вряд ли бы смог. Это к вопросу о прогрессе и счастье, что не всегда прогрессу сопутствует. Тут нам следует прерваться. Во-первых, уточним, что такое человеческие расы, а во вторых, что такое языковая семья.

Загрузка...