Скифская загадка

По словам другого античного автора, Гиппократа, скифы походили только на самих себя: цвет кожи их желтый; тело тучное и мясистое, они безбороды, что уподобляет их мужчин женщинам. Это, похоже, не индо-иранцы, а кто? Таки монголоиды?! Все эти показания вынуждают исследователя причислять царских скифов и скифов-кочевников к другой расе, нежели скифов-земледельцев, пахарей. «Численности скифов – говорит Геродот, – я не мог узнать с точностью, но слышал два разных суждения: по одному, их очень много, по другому, собственно скифов мало" 40). Следовательно, многие из живущих в Скифии народов носили имя скифов только потому, что входили в состав скифской державы. Когда Геродот говорит о бедности и бездомности скифов, о том, что у них нет ни городов, ни укреплений, что они со своими семействами передвигаются на телегах (почему и назывались «гамаксойками, гамаксобиями»), что все они – конные стрелки из лука и пропитание получают от скотоводства, а не от землепашества, то в круг этих скифов нельзя включать те скифские народы, что пахали землю и торговали хлебом. От Геродота мы знаем, что скифские народы говорили на разных языках, так как для сношений с крайним восточным народом, аргиппаями, скифы и эллины пользовались семью переводчиками и столькими же языками. Таким образом, из трех гипотез о происхождении и народности скифов наиболее обоснованною представляется та, по которой под геродотовскими скифами разумеется несколько народностей различных рас и разных степеней культуры.

Смешанным этническим составом объясняется и разноречие свидетелей в показаниях об их быте и характере. О наклонности скифов к пьянству говорили многие греки, даже существовала поговорка «пить по-скифски», то есть употреблять неразбавленное вино; Страбон, напротив, защищает их от этого упрека. Геродот называет скифов единоженцами; Гиппократ и Страбон говорят о полигамии; последний из этих писателей находит у некоторых скифских племен общность жен, что признавалось некоторыми и во время Геродота. Пища скифов – обычная для скотоводов – мясная и молочная; из кобыльего молока приготовлялись масло и творог и, должно быть, нечто вроде кумыса. По свидетельству Страбона и Плиния, некоторые скифы были людоеды (возможно, ритуальное людоедство. – Б. А.), что подтверждается и принесением в жертву пленников.

Изобретение скифов – штаны (без них невозможна постоянная верховая езда), кафтан, пояс и остроконечная войлочная шляпа – башлык, поля ее свешивались до плеч. Летом и зимою они носили одну и ту же одежду, но, конечно, не все скифские народы одевались одинаково. Гораздо более полные данные об одежде скифов дает археология, особенно ценны изображения на кульобских пластинках и на вазах. Женская одежда состояла, из длинной, доходившей почти до ступни рубахи с узкими длинными рукавами, перехваченной у пояса, сверху набрасывалась другая, тоже длинная одежда, похожая на халат. На ноги надевали полусапожки, в которые обыкновенно заправлялись штаны. Верхняя одежда украшалась бляхами из золота, бусами металлическими и стеклянными, пуговками, пластинками и т. п. И мужчины и женщины носили серьги, ожерелья, браслеты и кольца. Главным вооружением служили лук и стрелы, а также метательное копье, нож, меч, секира, щит и латы или панцирь; оружие изготовляли в основном из железа, но случалось и бронзовое. Домашнюю утварь составляла посуда для приготовления и хранения жидкостей и твердой пищи: котлы, металлические вазы, деревянные сосуды, глиняные горшки, чашки или черпаки.

Начало постоянной торговле со скифами положено выходцами из Греции и Малой Азии, которые уже с VIII века до Р. Х. основывали прочные поселения на берегах Понта; предшественниками греков были карийцы и финикийцы. По морю греки доставляли рабов, скот, строевой лес, металлы, минералы, янтарь, меха, шкуры, хлеб, соленую рыбу, мед, воск. О чрезвычайном изобилии пчел в Скифии говорят Геродот и писатель II века по Р. Х. Павсаний. Один из наиболее прибыльных промыслов в черноморских городах – рыболовство и заготовление рыбы. Хлебом изобиловал особенно Таврический полуостров; боспорские цари в трудные годы нередко облегчали положение Афинской республики удешевленной или даровой доставкой хлеба в огромных количествах. Предметами ввоза из греческих стран были вино, масло, глиняная посуда, ткани, произведения искусства из золота, других металлов и глины. Отношения скифов с греками-колонистами, жившими на Понте, начались, по крайней мере, с IV века до Р. Х., и не только мирные, торговые. Греческие города немало терпели от набегов скифских полчищ, прежде всего богатейший из них Ольвия. В III веке к скифам присоединились окрестные племена: саи, галаты, скиры, фисаматы, савдараты, геты.

Что касается религии скифов, Геродот называет по именам несколько божеств, приравнивая их к греческим: Папай – Зевс, Фамимасада – Посейдон (божество исключительно царских скифов), Ойтосир – Аполлон, Артимнаса – Афродита Урания, Табити – Гестия, Апия – Гея.

По другим известиям, наиболее распространенным культом у скифов был культ Арея, о чествовании которого под видом меча, водруженного в высокую кучу хвороста, рассказывает Геродот. Подробно описаны историком военные обычаи, погребение царей скифских, поминки, бальзамирование трупов. Геродот повествует, как скифы заключали союз побратимства: прибавив к вину собственной крови, договаривающиеся пили эту смесь из общей чаши, погружая в нее меч, стрелы, боевую секиру и копье. Иллюстрацией к словам Геродота может служить прекрасный горельеф на золотой пластине из Кульобского кургана: два скифа, обнявшись, держат ритон, из которого собираются пить. Лукиан рассказывает о другом способе заключения договора у скифов перед походом на боспорского царя. Скиф Арсак изжарил быка, разрезал тушу на куски и разложил их на бычьей шкуре, на которой и сам уселся: кто брал кусок мяса и съедал, того он считал своим союзником в предстоявшей войне.

Загрузка...