Раса и семья

И то и другое – характеристики человеческих общностей, и то и другое понятия научные И тем и другим, в спорах и обывательских разговорах размахивают как дубиной, правда, как правило, не совсем отчетливо представляя что же это такое. Поэтому то и можно услышать, кроме пресловутого выражения «арийская раса» – несколько смягченная форма «германская раса», а так же «славянская раса» и совсем нынешее «славяно-арийская раса» и на этом строются целые идеологии! Увы! В науке этих понятий просто не существует! Поскольку это разные категории, как например соленое и зеленое, соединение, кое возможно и желательно только в маринованом огурце.

Сначала разберемся, что значит слово раса. При всей множественности обяснений в разных словорях, справочниках и учебниках суть этого понятия одна и та же: раса – это исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения.

Расы могут перемешиваться, создавать переходные формы, изменяться со временем. Каждая раса состоит из множества более мелких единиц, этаких подрас, антропологических типов, которые, в свою очередь, тоже могут делиться на еще более мелкие единицы. Монолитного и незыблемого единства внутри каждой расы нет.

Безусловно, каждый этнос состоит преимущественно из представителей одной расы. Это закономерное явление, так как исторически сложилось, что обычно представители одного народа стараются заключать браки со своими единоплеменниками. Этим их некоторая физиологически-антропологическая общность вполне объяснима.

Но суть в том что раса – общность БИОЛОИЧЕСКАЯ. Соотвественно и расовые различия тоже биологические. Это касается не только наружности и цвета кожи представителей разных рас, но, например, вкуса и усвоения различных продуктов. Советский географ А. Петренко, много путешествовали по Азии, был крайне удивлен тем, что местные жители совершенно игнорируют молоко. Коровы там не ценятся, их не доят, в цене только быки, которых используют в хозяйстве в качестве тягловой силы.

Как-то Петренко решил все же угостить своих азиатских друзей молоком. В результате чего у камбоджийцев наступило серьезное расстройство желудка: понос, рвота, лихорадка, они слегли на несколько дней. Проблема не в самом молоке, а только в одном его компоненте – молочном сахаре (лактозы). Лактоза – единственный углеводный макрокомпонент молока почти всех млекопитающих. В 100 мл коровьего молока содержится 4,5 г лактозы. Что происходит в организме у тех, кто не способен усвоить лактозу? Не переваренная лактоза вызывает серьезное расстройство работы пищеварительной системы. В некоторых случаях это может привести даже к смертельному исходу.

Прежде считалось, что все народы в равной степени способны усваивать молоко, а случаи его неприятия списывались на индивидуальные особенности. Однако, в 1965 году Педро Куатрокаскас, Теодор Бейлес и Нортон Розенцвейг (Медицинская школа им. Дж. Хопкинса, США) провели сравнительное исследование способности усваивать лактозу у белых и черных жителей США. Неожиданно оказалось, что среды белых число людей, не способных усваивать лактозу, не превышало 15%, а среди афро-амениканцев около 70%.

Ученые пришли к выводу, что способность потомков индо европейцев усваивать лактозу объясняется тем, что их предки в течение долгого времени занимались скотоводством, тогда как для всех остальных народов, познавших скотоводство лишь недавно (по историческим меркам), – типична лактозная "неусваимость". А у северных народов не было фермента, который бы растворял алкоголь. Поэтому он действует на них совсем иначе чем на европейца. Доза, от которой русский едва захмелеет чистокровного жителя тунды валит с ног замертво.

Меняется ли подобное положение? Да. К ужасу экономистов, китайцы начинают привыкать к молоку, которое никогда не пили прежде, (хотя у их соседей монголов – это основной продукт питания), а часть африканских племен, оставившее скотоводство тысячелетия назад нынче молоко не пьет. Дети от смещанных браков русских и якутов, к сожалению, могут пить водку, со всеми «европейскими» последствиями. И т.д. Однако, надеюсь ясно: – расовая принадлежность – биологическая.

А по какому принципу возникает, скажем, славянская общность, германская и т.п? По языку! Это общность языковая. То есть – ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ. Славяне – языковая группа внутри индоевропейской языковой семьи. На языках этой группы, считая себя славянами, говорит половина Европы и вся Россия до Тихого океана. При этом, славяне представлены, по крайней мере, двумя расовыми группами: беломоро-балтийской (белокожие, светлоглазые блондины. Такие же как, скажем, коми-зыряне и коми пермяки, хотя те – финно-угры), средиземноморской (темноглазые, темноволосые, высокорослые, похожие на итальянцев, и даже турок, хотя те уж никак не славяне).К индо-европейской языковой семье относится, например, часть индусов, среди которых можно встретить темнокожих австралоидов, а у иранских народов индо-европейско языковой семьи Средней и Центральной Азии можно встретить людей с монголоидной примесью.Иными словами существует расовая общность и лингвистическая общность. При всех стараниях эти две категории часто не совпадают. Скажем, якуты по расовой принадлежности – типичные монголоиды, а по языку тюрки. Выходит их родственники по расе – калмыки, американские индейцы, а по языку – азербайджанцы? Как то общности не получается. Не получается объеденить биологию и лингвистику в одном флаконе. Стало быть: нет славянской, германской и прочих рас. Это «фигура речи», возникших в результате непонимая сути предметов.

А вот еще третий компонет – религия. Безусловно, общность. Да только тут расовой и языковой разницы море. Индо-европейцы индусы имеют свои собственные религии, иранцы – мусульмане-шииты, таджики – сунниты, осетины – православные, среди этих народов нередко можно встретить зороастрийцев, есть даже вполне экзотические религии вроде езидизма.

Комбинации языка, расы, этноса, религии, могут быть совершенно разными. Например, в наше время шотландцы, практически, говорят на языке, родственном английскому. Ирландцы массово переходят на современный английский. Или как, например, можно оценить евреев-ашкеназов, в расовом смысле являющихся типичными жителями Восточной Европы с частичной восточной примесью, при этом говорящее на идише, фактически, диалекте немецкого языка, но считающими себя семитами, исповедубщими иудаизм, и при переселении в Израиль переходящие на реконструируемый и восстановленный древний иврит.

А как же новейшая наука генетика?! Вот она то уж точно объяснит кто есть кто! Увы, нет! В последние годы очень популярны поиски «генетической общности» и объединение её с расами и глубже – с тем или иным этносом. Безусловно, это отдельный и долгий разговор. Но исследуемые генетические мутации ничего особенно не проясняют. Единственный их практический смысл для науки в облегчении поиска общего предка у определённой группы людей. Понятно, это этот «общий предок» мог жить очень и очень давно, десятки тысяч лет назад, но никаких вне научных, а тем более политически выводов на основании данного факта построить нельзя. Кроме того, генетический маркер не зависит ни от национальности, ни от культуры, ни от расы. Да и человечество узнало об их существовании относительно недавно. Каков же вывод? Есть разные виды общностей: генетические, языковые, конфессиональные. Возможны разные комбинации рас, языка, генетической и этнической принадлежности, совершенно не зависящие друг от друга. Никаких «германской расы» и «славянской расы», «финно-угорской» расы нет, никакой «германо- арийской» и «славяно-арийской» расы нет и быть не может. Об «арийском» мифе поговорим отдельно. Всё это фикции, направленные на сиюминутные политические цели, не имеющие никакой научной основы.

В довершение этого отступления задам вопрос абсолютно дурацкий, уж извините, А может ли скажем угро-финн (например, коми), формально, стать индо европейцем (то есть, славянином)? Уверяю Вас, ответ многим не понравится. Но порассуждаем. Исходя из того, что угро-финская и индоевропейская – языковые семьи, то перейти из одной языковой семьи в другую не сложно. Скажем, коми – человек, переезжает из Сыктывкара в Санкт-Петербург, где на коми языке ему постоянно говорить не с кем. И как это ни грустно, (говорю совершенно искренне – потеря родного языка – несчастье обедняющее все человечество), его дети по рождению, так и в свидетельстве о рождении записано, чистокровные коми, переходят на индо-европейский русский язык, а коми- языка не знают. Стало быть, они теперь индо-европейцы?! А как же раса? А раса -то, что у коренных петербуржцев, что у коми одна и та же – европиойды, а подраса или малая раса – беломоро-балтийская. Как в популярной когда песенке пелось: «Вижу родные и знакомые лица – голубоглазые в большинстве». Попробуй разберись – кто финно угр, а кто славянин!По культуре – все петербуржцы. Есть попытка определения этнической принадлежности по тому на каком языке человек думает. Однако, в повести «Первая любовь» И.С. Тургенева русский барчук думает по английски, а значительная часть русской аристократии и говорила и думала по французски, однако, считала себя с полным основанием русскими. Как ты мы забываем, что русская барышня Татьяна Ларина пишет Евгению Онегину самое искреннее сокровенное письмо по французски (Пушкин, сообщает, что только сделал перевод)

Правда, кроме антропологии и языка есть и еще обстоятельства, которые позволяют человеку считать себя представителем того или иного этноса. Но повторюсь и подчеркну, прежде всего, «самому себя считать», ибо причисление к этносу – часть самосознания. Грубо говоря, этнос каждого из нас живет в сознании каждого из нас. То есть, как сказал доктор биологических наук, этногенетик Олег Балановский: «этнос живет в голове!»

Загрузка...