Начнем наше руководство с описания рельефа местности, влияния времени года и погоды на сражение.
Германские леса или нубийские пустыни, холмистая местность Греции или боспорские степи. География игры огромна и сражение может проходить, где угодно. Но, как правило, на турнирах определен список карт, из которого игроки выбирают театр действий. Новички чаще всего к выбору карты относятся не серьезно, полагая, что это не сильно влияет на предстоящий бой. В этой главе рассмотрим, действительно ли это не важно, или же к выбору места битвы, времени года и погоды стоит подходить более ответственно и критично?
Местность, или рельеф – это леса, реки, горы, холмы и остальные неровности на поверхности карты. Оказывает влияние на боевой дух войск, их скорость передвижения и на наносимый ими/по ним урон. В игре есть несколько видов рельефа и все они имеют свои свойства и влияют на поведение юнитов (кроме равнины).
Равнина – отсутствуют какие-либо положительные или негативные факторы, влияющие на подразделение. Маскироваться могут только отряды со свойством «маскировка на ходу». Отлично подходит для действий конницы, слонов, колесниц, фаланг пикинеров и гоплитов.
Кустарник – снижает скорость передвижения войск на 10 %. Маскироваться могут только подразделения со свойствами – маскировка (лес, кусты), маскировка на ходу. Подходит для скрытых маневров пеших стрелков.
Лес – снижает скорость передвижения войск на 30 %, снижает входящий стрелковый урон, могут маскироваться все подразделения, за исключением элефантерии и боевых псов. Служит отличным укрытием от стрелковых подразделений противника (вражеские метательные снаряды будут попадать в стволы деревьев), и местом для организации обороны (лес снизит скорость натиска противника). Также в лесу можно незаметно провести маневр войсками, напав на противника с неожиданной для него стороны (такие маневры всегда рискованны, так как значительное удаление основной армии от отрядов засады может привести к истреблению всей армии по частям).
Холм, возвышенность – повышает скорость передвижения войск (при движении вниз), увеличивает стрелковый урон отрядов, находящихся на холме. Влияет прямо противоположно для отрядов, взбирающихся на него. Отличная позиция для встречи натиска врага или проведения собственного, а также возвышенности – отличное место для размещения стрелковых подразделений.
Отмель – понижает скорость передвижения юнитов на 35 %. При этом на отмелях (ввиду их узкости) очень комфортно себя чувствует пехота с копьями и пиками (особенно с умениями фаланга гоплитов и пикинеров). В мультиплеерных сражениях, битвы у переправы практически не встречаются.
Дороги – повышают скорость передвижения войск на 50 %. Но опять же в мультиплеере вам вряд ли когда-то попадется такая карта.
Но это все сухие цифры (которые хотя бы примерно желательно знать), а в реальном бою от рельефа кое-что, да зависит. Не стоит пренебрегать возвышенностью или кусочком леса между позициями двух армий. Желательно занять такие ключевые точки и пытаться вынудить соперника на проведение атакующих действий. Ваши отряды, будучи на возвышенности (особенно стрелковые) получат значительное преимущество и будут уничтожать противника эффективнее. Лес отлично подойдет в качестве укрытия (хотя бы части армии) при перевесе врага в стрелках. Также кусты и лес могут помочь завести в тыл противнику один-два отряда, что может внести неразбериху и хаос. В общем использование рельефа – это творческий процесс, и в каждой отдельной битве, на каждой отдельной карте использовать местность можно по-разному и не всегда предсказуемо. Также не будет лишним ознакомиться с основными картами, предлагаемыми на турнирах, ведь зная местность заранее, можно и фракцию подобрать подходящую и план на игру продумать.
На этом закончим с рельефом и перейдем ко временам года и погоде.
В игре реализованы все времена года – лето, осень, зима и весна. Но сам выбор времени года никак не влияет на поведение отрядов. Будь зима или лето, весна или осень на совершенно любой карте – юниты копят усталость и восстанавливают силы с одинаковой скоростью.
Зато театр действий и время года на нем, добавляют еще одну функцию – выбор погоды. На северных картах весной, летом и осенью есть на выбор три режима погоды – сухо, дождь, туман. Зимой вместо дождя можно выбрать снег. На картах, расположенных в бассейне Средиземного моря, зимой выбрать снег не удастся, там и зимой идет дождь. На пустынных картах в любое время года есть три вида погоды – сухо, туман, песчаная буря.
И вот как раз-таки погода и будет влиять на предстоящее сражение.
Сухо – не оказывает влияния на усталость юнитов.
Дождь – исключает возможность применения пламенного выстрела, юниты в три раза дольше обычного восстанавливают силы (уровень усталости).
Туман – не оказывает влияния на усталость юнитов.
Песчаная буря – исключает возможность применения пламенного выстрела, юниты в три раза дольше обычного восстанавливают силы (уровень усталости).
Снег – юниты в 10 раз дольше обычного восстанавливают силы. Отряды со свойством привычные к холоду восстанавливают силы в пять раз медленнее обычного.
Как вы, наверное, заметили, юниты привычные к жаре как-то не выделились при изменении погоды. То же самое и на пустынных картах. И тут вывод может быть такой – либо это свойство не работает, либо оно настолько низко, что выражается в нескольких процентах.
Общий вывод по погоде таков: только снег может влиять на разные юниты по-разному. И если так вышло, что у вас холодолюбивая фракция – Свебы, Ицены, Киммерия, а у противника любая другая – то снежная погода действительно может вам помочь. Во всех остальных случаях место битвы, время года и погода на все юниты будет действовать совершенно одинаково, а потому не даст никому преимуществ. И отвечая на вопрос, заданный в самом начале главы: стоит ли к выбору места битвы, времени года и погоды подходить более ответственно и критично? И мой ответ скорее да, чем нет. На время года и на погоду, кроме снега действительно все равно. Но вот знать сами карты – очень полезное знание, которое действительно может помочь как минимум не удивиться в начале сражения, не зная, что делать и как себя вести именно на таком театре действий.