Особые юниты – само название рода войск говорит за себя. Представлены очень специфичными и интересными в управлении и тактике юнитами. В данную группу входят элефантерия, колесницы и боевые псы.
Итак, по порядку. Слоны – танки античного мира, в игре являются самым дорогим юнитом с ценовым диапазоном от 1400 до 2100 монет. Всего имеется семь различных отрядов. Самые дешевые и слабые среди них – «африканские слоны» и «союзные африканские слоны». Затем идут «наемные индийские слоны», «индийские боевые слоны» и «африканские боевые слоны». А самые сильные из слонов – «индийские бронированные слоны» и «наемные сирийские бронированные слоны» (разница в стоимости на целых 200 монет совершенно не оправдана, так как характеристики слонов абсолютно идентичные, за исключением того, что у первых на спине лучники, а у вторых метатели дротиков). Все слоны обладают свойствами: бесстрашные, боевое безумие, внушают страх, ответный удар и привычные к жаре. А также навыками: напор и убийство слонов. У элефантерии самый большой урон и самый высокий показатель здоровья среди всех юнитов. Помимо огромного физического урона, слоны очень сильно влияют на мораль оппонента.
Слоны в игре, не менее опасное и грозное оружие, чем в армиях Древнего мира. В некоторых турнирных битвах слоны уничтожали до 500 солдат противника (это 20 % армии!), но есть у них две очень явных слабости – уязвимость к обстрелу и шанс поддаться безумию, взбеситься до такой степени, что отряд начинает убивать вообще всех, кто находится рядом с ним. Этими-то слабостями и пользуются игроки, если хотят эффективно противодействовать этим мощным отрядам.
Для успешной реализации слонов нужно, во-первых: держать их подальше от основной гущи сражения. Оберегая от снарядов и стрел противника. Во-вторых, нужно связать боем всю пехоту противника, в том числе стрелков. Опять же для защиты от обстрела. И, в-третьих, ввести с одного фланга отряд слонов и буквально «протаскивать» отряд прямо по позициям врага, с одного фланга на другой. Отдавая приказ атаковать отряд, наш слон будет менее эффективен, чем при «протаскивании». «Протаскивание» – механика игры, при которой игрок не нажимает по вражескому отряду для атаки, а нажимает на любую точку на карте, расположенную за отрядом противника, так что бы юнит, управляемый игроком столкнувшись с вражеским юнитом, не остановился и сражался, а просто проходил сквозь него. На турнирах даже есть правило, ограничивающее эту механику, а именно: нельзя «протаскивать» отряд пехоты, через отряд пехоты, отряд кавалерии через отряд кавалерии. А на слонов это правило не распространяется (кстати, так же, как и на колесницы).
Используя механику протаскивания, игрок тратит кучу контроля, столько же придется потратить времени и сил, чтобы создать идеальные для ввода слонов условия. Но если все получится, то слоны покажут врагу всю ярость и силу.
Вывод: хоть реализация слонов в битве рискованное дело, главное подобрать нужное время для введения их в схватку. И при удачном стечении обстоятельств вы можете очень эффектно заявить о себе противнику!
Далее поговорим о колесницах. В игре всего четыре вида колесниц. Три колесницы стрелковые, одна ближнего боя. «Защищенные колесницы пустыни», «колесницы», «колесницы пустыни» – стрелковые, а «серпоносные колесницы» – ближнего боя.
Стрелковые колесницы в качестве снаряда используют дротики (причем количество боеприпасов всего семь-восемь, хотя должно быть больше, чем у застрельщиков или конных застрельщиков, ведь у них есть куча места в этой самой колеснице!). В ближнем бою «защищенные колесницы пустыни» и «колесницы пустыни» вообще ни на что не годны (их показатели ближнего боя не доходят и до 20 единиц, а урон оружием такой же, как у пикинеров). В этом плане «колесницы» Ицен более универсальны. Они смертоносны в ближнем бою, имеют хороший навык защиты и неплохой бонус в натиске. И хоть «защищенные колесницы пустыни» и называются защищенными, на самом деле их броня ниже «колесниц» Иценов в два раза!
То есть понятно, что «защищенные колесницы пустыни» и «колесницы пустыни» использовать в ближнем бою совершенно бессмысленно. Но может они играют роль стрелковой конницы? Ответ нет. Низкая скорость, малая мобильность, уязвимость к обстрелу (слабость всех колесниц), высокая цена, обычное количество боеприпасов, малое количество воинов в отряде просто не дают им шанса на равных противодействовать стрелковой кавалерии противника. Использование их в своей армии совершенно бессмысленно и неблагоразумно.
А вот «колесницы» уже более конкурентоспособны и универсальны. В качестве стрелковой конницы их, конечно, использовать точно не стоит, а вот для уничтожения вражеской пехоты можно. Работает все, так же, как и с элефантерией, а именно благодаря механике «протаскивания» отрядов. Но повторюсь, опасайтесь снарядов и стрел врага! Один залп дротиков и от колесниц останутся только воспоминания.
И наконец, «серпоносные колесницы». В античное время считались очень опасным и смертоносным оружием в руках полководца. Но в реалиях игры они все так же уязвимы к обстрелу. Хотя, конечно, в натиске они очень даже неплохи. Но с ними ситуация абсолютно такая же как со слонами. Нужно не торопиться вводить их в бой. Как только будут нейтрализованы все стрелковые отряды и пехота ближнего боя (у которой в наличии есть дротики) завязнет в ближнем бою, вот тогда самое время прокатится на «серпоносных колесницах».
На практике, конечно, бывали случаи, когда опытные игроки против таких же опытных игроков смогли реализовать колесницы, и при правильном управлении они делали по 300+ убийств. Но для начинающего и даже среднего игрока в бою с равным противником брать колесницы в армию – большой риск.
Вот мы добрались и до боевых псов. Их в игре такое же количество, как и колесниц – четыре отряда. «Боевые псы», «дикие собаки», «молосские псы» и «кельтские боевые псы». По полезности в реальном сражении все эти четыре юнита ушли не далеко от «колесниц пустыни» и «защищенных колесниц пустыни». Их задача – отвлечь противника или атаковать с тыла или флангов, в то время пока враг сражается с нашими основными силами. Но урон они нанесут все равно не большой. Они, конечно, могут победить и даже обратить в бегство пеших стрелков, но не более того. К тому же, после того как вы приказали им атаковать, псы спускаются с цепи и сражаются с теми врагами, кто к ним ближе. То есть управлять псами в бою невозможно. За цену от 450 до 575 монет просто ненадолго отвлечь врага, как-то дороговато.
Если же противник натравил на вас собак, просто остановитесь, и ваши бойцы их быстро перебьют.
Вывод: особые юниты, самые специфичные, необычные и очень сложные в реализации и тактике подразделения. Брать их в состав своей армии всегда рискованно.