Стрелковая конница – мобильный и очень раздражающий противника род войск. В игре реализовано 32 различных отряда, относящихся к стрелковой коннице. Фракций, у которых изначально не имеется в арсенале подобных юнитов всего четыре: Ицены, Бойи, Арверны и Куш. Стрелковая конница делится на два вида: конных лучников и конных застрельщиков. Которые разительно отличаются друг от друга по характеристикам, но, тем не менее, выполняют одинаковые задачи на поле боя.
Конные лучники в игре представлены 13 юнитами. Стоимость варьируется от 360 до 880 монет. Видов оружия (луков) всего два, и оба наносят урон сквозь доспехи в 4 единицы, разнящиеся лишь в основном уроне равном 31 единице либо 36 единицам. Дальность у них такая же, как и у дешевых пеших лучников – 125 метров, и боезапас – 15 снарядов. А вот далее конные лучники подразделяются еще на два подтипа: «чистых» лучников и тех, кто способен к рукопашной схватке, благодаря хорошей броне, неплохому оружию ближнего боя и приемлемому уровню характеристик ближний бой, бонус в натиске. Что делает такие отряды более универсальными. К таковым я отношу тех конных лучников, стоимость которых выше 600 монет.
Конные застрельщики не менее опасный вид стрелковой кавалерии. В игре имеется 19 различных юнитов. Ценовой диапазон от 340 монет до 1200 монет (если бы не нумидийцы, со своей любовью к дротикам и лошадям, то верхний порог остановился бы на отметке в 560 монет). Дротиков у конных застрельщиков три вида: улучшенный дротик, дротик или деревянный дротик. Соответственно и урон у них отличается. Улучшенный дротик наносит 29 единиц основного урона и 12 единиц урона сквозь броню, дротик 20/12, деревянный дротик 20/9. Как можно отметить, вооруженные дротиком кавалеристы имеют отличный урон сквозь доспехи, и средний основной урон. Дальность стрельбы таким типом оружия – 80 метров (так же, как и у пеших застрельщиков), а боезапас – семь дротиков. В отличие от конных лучников, конные застрельщики более приспособлены к сражению в рукопашной схватке, имеют неплохие доспехи и самое важное – щит. Что делает их не такими уязвимыми к обстрелу. Помимо снаряжения, у конных застрельщиков достаточно неплохие характеристики ближний бой, защита в ближнем бою и бонус в натиске, даже у дешевых подразделений.
Свойства отрядов стрелковой кавалерии, имеющиеся у всех – маскировка (лес), неутомимые, стреляют на ходу. Парфянской стрельбе обучены все юниты, за исключением «конных лучников на верблюдах» и «царских лучников на верблюдах». Что очень ограничивает их применение, в сравнении с остальными подразделениями. Зато вместо этого «конные лучники на верблюдах» и «царские лучники на верблюдах» пугают лошадей. У некоторых отрядов есть свои климатические предпочтения, выразившиеся в наличии свойств – привычные к жаре/холоду. А вот «конные застрельщики гетулов» помимо всего прочего наделены свойством автономность, что позволяет им размещаться в тылах врага еще до сражения. Помимо всех прочих свойств, некоторые юниты обладают пламенным выстрелом.
Теперь перейдем к умениям стрелковой кавалерии, которых всего несколько, а именно – быстрая перезарядка, кантабарский круг, клин, меткий выстрел. Полезными являются умения – быстрая перезарядка и меткий выстрел. Клин и кантабарский круг губительно сказываются на маневренности и совершенно не вписываются в тактики применения данного рода войск.
Сильными сторонами стрелковой кавалерии является высокая мобильность, нанесение урона на дистанции. А также у элитных конных лучников и всех конных застрельщиков (за искл. «кантабрийской конницы», «конных застрельщиков», «наемных конных застрельщиков», «всадников-застрельщиков» и «конных застрельщиков гетулов») возможность применения в рукопашном бою, то есть универсальность.
К слабостям стрелковой кавалерии можно отнести уязвимость к натискам, рукопашному бою и обстрелам противника. Отсутствие у всадников на верблюдах парфянской стрельбы. В общем, основная масса юнитов этого рода войск достаточно хрупка.
Управление стрелковой кавалерией достаточно сложное и требует большого опыта игры. В первую очередь нужно уметь определять дистанцию стрельбы юнитов, нажав клавишу пробел (появится красный круг вокруг вашего юнита, это и есть дистанция стрельбы). Соответственно при попадании в этот круг врага, подразделение автоматически начнет стрельбу. Если у противника юнит такого же подтипа (конный лучник, конный застрельщик) как и у вас, тогда, как только противник пересечет красную линию круга, тут же отводим свой отряд назад, таким образом, вы обменяетесь выстрелами и скорее всего оба промахнетесь, ни нанеся, друг по другу урона. Что бы максимально воспользоваться этими знаниями, нужно научиться ловить вражескую стрелковую кавалерию на перезарядке. То есть, как только противник завершил залп, тут же сближаться, для нанесения ответного залпа, и снова резко отходить. Да звучит все трудно, так и есть на самом деле. Вообще по управлению конными стрелками в сражении, даже отчасти можно понять общий уровень игрока в игре. Чем более умело он маневрирует, тем более сильный перед вами игрок. Именно поэтому управление стрелковой конницей одно из самых тяжелых и тратящих кучу контроля мероприятий в течение сражения. Конечно, избежать этого можно, отгородившись от вражеской стрелковой кавалерии пехотой с копьями или перемещая пеших стрелков. Но это тактически не выгодно, так как противник может зайти вам во фланги или тылы и при первой же возможности, когда вы переведете отряды заграждения на основной театр действий, нанесет удар в спину. К тому же вы тем самым ослабляете свою пехотную линию или в случае пеших стрелков – огневую мощь во фронте. Поэтому противодействовать стрелковой кавалерией против таковой у противника является наилучшим решением. Выделяется два вида противодействия двух стрелковых конниц – выпады и заманивание.
Выпады – циклические перемещения от/к противнику, держа его на дистанции поражения снарядами. С этого начинаются все современные турнирные сражения. Самое важное в данной тактике – умение соблюдать дистанцию, быстро контролировать все перемещения как своих, так и вражеских отрядов. Так же стоит помнить о том, что дистанция у конных лучников и конных застрельщиков разная. Соответственно этому и действуйте. Если у вас преимущество в дистанции ведения огня, не отдавайте его сопернику. Если же все, наоборот, то ловите конных стрелков на маневрировании и возможно даже в рукопашном бою (любой конный застрельщик разберется почти со всеми конными лучниками в ближнем бою, за исключением элитных, даже без поддержки сторонних юнитов). Если вы более умелый игрок, вам удастся расправиться с вражеской стрелковой кавалерией и освободить себе путь к другим целям.
Если уровень игры двух игроков примерно одинаков то, скорее всего оба растратят все снаряды, нанеся, друг по другу примерно одинаковый урон, ну а если игрок начинающий, лучше попробовать применить тактику заманивания. Суть, которой в постоянном отступлении и заманивании противника либо в зону поражения пеших стрелков, либо в угол карты или же в тылы своих войск, чтобы потом резко заблокировать все пути отхода и завязать рукопашную схватку, поддержав своих стрелков конницей ближнего боя, или любым другим отрядом, оказавшимся поблизости.
Подводя черту под описанием данных тактик, хочу отметить, что самой эффективной тактикой будет сочетание всех приемов, описанных выше в одном сражении. Ведь смена динамики и непредсказуемость в бою заставляют противника совершать ошибки.
При уничтожении самой главной преграды для конных стрелков, следующий этап их реализации – стрельба по самым важным и приоритетном целям при этом, не попавшись под обстрел или под натиск. При опустошении колчанов стрелковой конницы их можно либо отвести в резерв (оставив на конец боя, когда наличие кавалерии играет колоссальную роль), либо вести активные действия, как против вражеских пеших стрелков, так и работая по тылам противника.
Вывод: достаточно сложный в реализации род войск, но от этого не теряющий актуальности, так как, не взяв его в армию, вы даете противнику преимущество, которое может быть причиной вашего поражения. Стрелковая конница скорее относится к такому типу юнитов, которыми и играть тяжело и без них нельзя. В общем, нравится или нет, но умение их реализовывать, навык которым должны обладать все игроки.