Все игроки Total War: Rome 2 знают, что в игре у отрядов есть возможность прокачать, так называемые «лычки», ранги, уровни опыта от одного до девяти (от одной бронзовой галочки на иконке отряда до трех золотых). Давайте разбираться как сильно они влияют на эффективность отряда в сражении и стоит ли вместо двух дешевых отрядов взять один, но с полностью прокаченными золотыми «лычками».
Начнем со стоимости этих самых «лычек». Тут все не так просто, как кажется. Стоимость первого уровня прокачки всегда фиксированная и зависит от начальной стоимости юнита (и без разницы какой это род войск), чем дешевле юнит, тем дешевле одна «лычка». Самый дешевый ранг – 25 монет, у юнитов стоимостью до 150 монет, затем идет 30 монет, у юнитов стоимостью от 150 до 200 монет, затем 35 монет, у юнитов стоимостью от 200 до 250 монет и т.д. То есть мы видим фиксированные значения показателя стоимости одной «лычки», но второй, третий и последующие ранги стоят уже не так как первый, цена повышается. Соответственно общая сумма за полностью прокаченные «лычки» в лучшем случае равна стоимости самого юнита (тут действует такой принцип, у дешевых юнитов разница в стоимости между прокачанным отрядом и не прокаченным доходит до 200 %, а чем юнит дороже, тем этот процент ниже). То есть, прокачка рангов не из дешевых удовольствий.
Теперь о том, что же мы получаем взамен, за потраченные ресурсы. А получаем мы не так много, как хотелось бы. Во-первых, при получении нового уровня у юнита повышается ближний бой на одну-три единицы (в зависимости от изначального показателя, чем он выше, тем и при повышении ранга прибавится большое число, но не больше трех), во-вторых, повысится показатель защиты в ближнем бою, также на одну-три единицы, в-третьих, повышается боевой дух (и да все те же одну-три единицы за ранг), в-четвертых у стрелковых юнитов повышается параметр – выстрелы в минуту (максимум, за все девять рангов на два пункта, только у тех у кого изначальный параметр был равен шести).
То есть, юнит за полностью прокаченные золотые «лычки» получает прибавку к перечисленным выше параметрам, кроме выстрелов в минуту от 9 до 27 единиц. Да, прибавка, конечно, значительная, но на высоких уровнях. Но вот затраченные средства на эти заветные золотые «лычки» очень существенны. Приведу пару примеров: «воины с шотелами» стоимостью в 860 монет, полностью прокаченные уже будут стоить 1 815 монет; «рабы-пехотинцы», стоимостью 140 монет, с золотыми «лычками» обойдутся в 450 монет. И это когда каждая монета на счету!
Но раз это стоит таких ресурсов, может оно окупаемо в бою? И армия из 10 юнитов с полностью прокаченными «лычками» сможет одолеть стандартную армию в 20 отрядов, но без прокачки? Ответ прост – нет!
Во-первых, прокачка стрелковых отрядов абсолютно не оправдана, так как из важных для стрелка параметров не повышает практически никакой, а увеличение скорости стрельбы не дает ровном счетом ничего. Да, стрелки быстрее растратят свой боеприпас, но урон от этого никак не изменится. В общем плата за более быструю стрельбу слишком высока и не оправдана. Возможно повышение боевого духа даст о себе знать? Но что толку от лучника в ближнем бою, даже если он не бежит, а сражается?
Для ударной конницы и высоконатисковой пехоты также повышение навыков ближнего боя, защиты в ближнем бою и боевого духа не самые важные характеристики. Все-таки им важнее урон, броня и бонус в натиске.
Единственно полезным является повышение «лычек» у пехоты ближнего боя и копейщиков. Так как именно для них характеристики ближнего боя, боевого духа и защиты в ближнем бою важны в сражении. Их задача сдерживать противника и при этом самим не погибать (а лучше, конечно и перебить противника!). Но опять же такие параметры как урон оружием или броня от повышения ранга не увеличиваются, а они по важности не уступают. При этом не забываем, что за цену повышения ранга до максимального вы заплатите столько, сколько стоят два таких отряда. А два отряда всегда лучше одного!
Ну и самое важное – Total War: Rome 2 не РПГ, а стратегия. И один, пусть и самый мощный отряд, не сможет перебить превосходящего по численности врага. Один на один, да, но такого в мультиплеерных сражениях не бывает. Что лучше один элитный прокаченный мечник или дешевый отряд пехоты с копьями, стрелок и отряд кавалерии? Конечно, решать вам. Но исходя из опыта игры уверяю, что тратиться на прокачку совершенно бессмысленно, и даже вредно, а если вы собрали армию и у вас остались лишние монеты (хотя такого практически никогда не бывает), подумайте еще раз о своем составе, возможно вы собрали слишком слабые юниты, и замените их на более сильных аналогах!