Описать все тактические схемы и приемы, используемые в мультиплеерных сражениях, не представляется возможным, так как каждое сражение, каждый полководец имеет уникальный стиль игры за ту или иную фракцию. Начиная от выбора подразделений в армию, заканчивая маневрами на поле боя. Но, тем не менее, есть основные тактики, которыми пользуются многие игроки. Выделяется три стиля игры – атакующий (раш), оборонительный и изматывающий (кайт).
У каждой из таких тактик есть свои преимущества и слабости. Многие игроки обладают достаточными знаниями и умениями, но тем не менее является заложниками одной тактики. Чаще всего это происходит просто из-за привычки и отработки навыков управления и контроля до автоматизма используя именно одну тактику. Пытаться научиться другому стилю игры, у игрока не хватает либо терпения, либо чего-то еще, а вполне возможно и банального нежелания проигрывать бои в процессе обучения и понимания новых тактик. Но стоит все-таки признать, чем больше тактик на вооружении игрока, тем он более универсален, лучше понимает принципы различных стилей игры, и как следствие прекрасно осознает, что нужно противопоставить противнику в той или иной ситуации. К тому же есть ряд фракций, за которые играть некоторыми стилями игры просто не выгодно. Что может противопоставить восточная фракция варварским фракциям в ближнем бою? Вот тут-то на помощь и приходят описанные ниже тактики игры.
Начнем с атакующего стиля игры – применяется в основном у варварских, афро-номадских, римских фракций, так как доступные для найма юниты сами к этому располагают. Хотя при должном навыке и умении восточные, пунийские и греческие фракции тоже способны к атакующему стилю. Принцип действия достаточно прост – идти вперед и как можно быстрее вступить в рукопашную схватку. Соответственно и состав армии должен быть подходящий, а именно большое количество пехоты ближнего боя, малое количество стрелков и конницы. Часто в атакующих составах применяют пельтастов или хороших застрельщиков. При таком способе ведения боя главным является правильное введение войск в бой и максимальная реализация натисков. Так же из-за преимущества в пехоте, возможен фланговый обхват противника. Вообще атакующий стиль игры, считается самым распространённым и более всех встречается у новичков. Но действительно опытные игроки доводят эту технику до идеала. Минусом данного стиля является отсутствие хорошей кавалерии (или ее малое количество), и как следствие у противника появляется возможность обойти с флангов всю союзную пехоту и пойти по тылам. Но плюсом является наличие большого числа пехотных юнитов, при грамотном распределении которых, можно свести на нет преимущество врага в кавалерии – просто выделив несколько пехотных юнитов для борьбы с конницей. Так же остается проблема с вражескими стрелками, но как описывалось выше, при удачном проведении натисков по врагу, у игрока освобождается достаточно много пехотных юнитов. И выделить один-два вполне возможно. Хотелось бы сказать и о кавалерии – наличие пары отрядов обязательно. Но сохранять ее нужно до последнего, так как именно кавалерия в конце боя способна нанести решительные удары по вражеским стрелкам и связать боем оставшуюся конницу противника.
Вывод: наиболее распространенный и требующий меньшего уровня игры стиль. Самым важным моментом которого, является удачное навязывание рукопашного боя и проведение эффективных натисков по врагу. Если не соблюсти два этих условия, то ваши шансы на победу значительно снизятся.
Перейдем к оборонительной тактике ведения сражения – так же любимому новичками стилю боя. Каждый из нас встречал построения армий в углу карты в так называемые «коробки». Так вот эта с позволения «тактика» не имеет ничего общего с оборонительным стилем игры. При обороне игрок в начале сражения остается на месте или занимает выгодную позицию на местности, и просто ждет подхода противника. Лучшими в такой тактике являются конечно же греческие фракции, благодаря фалангам пикинеров и гоплитов. Состав войска как правило сбалансированный, без упора на какой-либо род войск. Так же встречаются составы со значительным количеством стрелков. Игроки, придерживающиеся такой тактики, не стремятся идти в рукопашную схватку, предпочитают сначала перестрелку, а только потом уже рукопашный бой. Вообще оборонительный стиль игры рассчитан как противовес, именно на агрессивного соперника, который сразу идет в атаку. Смысл этой тактики строится на грамотной встрече натисков врага тяжелой пехотой с копьями, пока в это время реализуются стрелки, пехота ближнего боя проводит натиски, а конница пытается пробиться в тылы. Минусами такой тактики является нехватка тяжелой пехоты с копьями, для встречи всех натисков, соответственно в тех местах, где натиски сбить не удалось, скорее всего будет прорыв строя. Так же если противник использует схожую тактику, то очень многое будет завесить от качества ваших стрелков и конницы. Если стрелки врага сильнее или многочисленнее, то вам придется идти в атаку. Или же сценарий, где ваша конница слабее вражеской. Тогда вы подставите свои фланги и тылы, а также стрелков, а ввиду того, что вся пехота будет задействована в рукопашной схватке, то спастись от натисков всадников будет невозможно. Поэтому оборонительная тактика хоть и кажется на первый взгляд самой простой, по факту таковой не является. Нужно уметь на ранней стадии разглядеть свои уязвимости и прикрыть их.