Принцип объявления лица безвестно отсутствующим или умершим признается не всеми странами.
В тех же государствах, в праве которых содержится регулирование данного вопроса, материальные нормы существенно различаются в определении условий и сроков объявления лиц без вести пропавшими, юридических последствий безвестного отсутствия и т. д.
Правовое регулирование рассматриваемой проблемы в одних государствах (ФРГ) основывается на специальных законах, в других государствах (Россия) действуют отдельные нормы.
Институты безвестного отсутствия и объявления лица умершим существенно различаются в современных правовых системах. Как отмечает Л. П. Ануфриева, «право Великобритании и США вообще не знает института объявления лица безвестно отсутствующим».
В праве Англии и США, Франции, Алжира и других не содержится нормативных правил для решения вопроса об объявлении лица безвестно отсутствующим. Судебное решение, которое может состояться по такому делу, будет имеет значение только для данного дела, а не для всех последующих схожих дел.
Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и объявления лица умершим разрешаются на основе личного закона физического лица (по закону гражданства или по закону постоянного места жительства).
В соответствии со ст. 1200 ГК РФ признание в РФ физического лица безвестно отсутствующим и объявление умершим подчиняются российском праву. Данная норма является односторонней и не решает вопроса о признании лица безвестно отсутствующим или умершим, принятом в иностранном государстве.
Двусторонняя норма, регулирующая данный вопрос, имеется, например, в ст. 13 Закона о МЧП Эстонии (2002 г.). Нормативное регулирование признания лиц безвестно отсутствующими содержит двусторонние договоры о правовой помощи, например, договор о правовой помощи, заключенный между Россией и Польшей (1996 г.), а также Конвенция о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ (1993 г.).
Например, ст. 25 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. устанавливает, что учреждения юстиции каждой из договаривающихся сторон могут признать гражданина другой договаривающейся стороны и иное лицо, проживавшее на ее территории, безвестно отсутствующим или умершим, а также установить факт его смерти по ходатайству проживающих на ее территории заинтересованных лиц, права и интересы которых основаны на законодательстве этой договаривающейся стороны.