Второстепенный персонаж романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Поэт, член МАССОЛИТа.
Описание персонажа дано в двух главах: 5-й («Было дело в Грибоедове») и 6-й («Шизофрения, как и было сказано»).
Анализ героя представлен в статьях «Александр Рюхин» на страницах «Михаил Булгков. Жизнь и творчество», в Булгаковской энциклопедии и в Википедии.
Наименование персонажа
Мы полагаем, что имя и фамилия даны автором персонажу не случайно, а несут существенную информацию о нем.
«Сашка» – сниженное от Александр, пародийное к Александру Пушкину, как и повторение Рюхиным в грузовике образа чугунного памятника42. Сознательное принижение стихов поэта Рюхина по сравшению со стихами Пушкина.
Александр – это греческое имя, состоящее из двух корней: «защитник» и «муж, мужчина». Таким образом, имя Александр часто переводят как «защитник людей», «воин», «мужественный».
В романе же мы видим расхождение между значением имени персонажа (мужественный) и его характером (робкий), и полагаем такое расхождение очередной демонстрацией комического в произведении.
Рюхин – от слова «рюха», со значениями «свинья» или «засада», например: попа́л в рю́ху «попал в беду»43.
Первоначально бросается в глаза нарочитое сравнение поэтического уровня стихов Александра Рюхина и Александра Пушкина. Фамилия же Рюхин происходит от слова «рюха», которое в самом распространенном значение указывает на свинью. Получается, что в романе обыгрывается очередная поговорка. «Со свиным рылом да в калачный ряд» – так говорят о человеке, пытающемся незаслуженно занять высокое положение, проникнуть в более высокое общество. Возможно, что стихи Рюхина не столь гениальны как у Пушкина, в то же время нельзя согласиться с общей оценкой Ивана Бездомного, что Сашка Рюхин бездарен. Сам же Бездомный определяет его стихи как «звучные», что означает звонкие, громко и чисто звучащие. Подчеркнем – чисто звучащие, значит без фальши. Бездомный в своей оценке исходит из заблуждения, что качество стихов определяется верой поэта в то, о чем он пишет. Но верить Рюхин не может, по мнению Бездомного, потому что он не пролетарий. Подобные обвинения со стороны пролетарских поэтов предъявлялись в 20-е годы, например, Владимиру Маяковскому. Таким образом, видя ошибки у Ивана Бездомного в критерии оценки, следует воспринимать качество стихов Александра Рюхина как звонкие, громко и чисто звучащие, т.е. без фальши.
Если же рассматривать состояние Рюхина в клинике, то можно согласиться, что он оказался в беде, попав в засаду. Действительно Александр Рюхин, пусть и не искренне пытавшийся посодействовать Ивану Бездомному, все-таки не ожидал от того болезненных оскорблений и обвинений.
«Рюхин тяжело дышал, был красен и думал только об одном, что он отогрел у себя на груди змею, что он принял участие в том, кто оказался на поверку злобным врагом. И главное, и поделать ничего нельзя было: не ругаться же с душевнобольным?!» (Глава 6-я «Шизофрения, как и было сказано»)
Описание персонажа
«…Ему – тридцать два года!..»
По отзыву Ивана Бездомного к первому числу Александр Рюхин сочинил звучные стихи. Это положительный отзыв со стороны известного поэта, т.к. прилагательное «звучные» означает, что стихи звонкие, громко и чисто звучащие, т.е. в них нет фальши.
Для Рюхина характерно притворное неравнодушие к собрату по перу. Во время инцидента в ресторане Грибоедова Рюхин оказывается единственным из многих литераторов, согласившимся сопровождать Бездомного в клинику.
Рюхин же, в представлении Бездомного, – «идиот», «балбес и бездарность… Типичный кулачок по своей психологии… и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе… „Взвейтесь!“ да „развейтесь“… а вы загляните к нему вовнутрь – что он там думает… вы ахнете!»
Оскорбления, с которыми обрушился на Рюхина Бездомный, оказались для того полной неожиданностью. Своей внезапностью они полностью выбили Рюхина из колеи.
«Тот вспыхнул от негодования.
„Это он мне вместо спасибо! – горько подумал он, – за то, что я принял в нем участие! Вот уж, действительно, дрянь!“»
На самом деле Александр Рюхин вызвался сопровождать Ивана Бездомного в психиатрическую клинику, чтобы позже иметь, о чем посплетничать, посудачить об «известном поэте Иване Бездомном». «Не будь Рюхин так истерзан в клинике и на грузовике, он, наверно, получил бы удовольствие, рассказывая о том, как все было в лечебнице, и украшая этот рассказ выдуманными подробностями».
По описанию поведения Рюхина в клинике можно сказать, что он человек робкий: «Рюхин побледнел, кашлянул и робко сказал», «вздрогнув», «пугливо озираясь», «сконфузился до того, что не посмел поднять глаза», «похолодел», «испуганно подумал», «вспыхнул от негодования», «тяжело дышал, был красен», «испуганно ответил», «задрожал», «опять вздрогнул», «робко спросил»…
Судя по размышлениям Рюхина, его представление о поэзии Пушкина было весьма примитивным («Но что он сделал? Я не постигаю… Не понимаю! Повезло, повезло!»).
Оценка стихов
Известный поэт Иван Бездомный негативно оценивал способности собрата по перу, как в общем: «…среди идиотов, из которых первый – балбес и бездарность Сашка!», так и недавние стихи Александра Рюхина:
«– Типичный кулачок по своей психологии, – заговорил Иван Николаевич, которому, очевидно, приспичило обличать Рюхина, – и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, который он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе… «Взвейтесь!» да «развейтесь!»… А вы загляните к нему внутрь – что он там думает… вы ахнете! – и Иван Николаевич зловеще рассмеялся».
Обратим внимание, что здесь пусть и в негативной форме дается положительная оценка качества стихов Александра Рюхина. Прилагательное «звучные» означает, что стихи звонкие, громко и чисто звучащие, т.е. в них нет фальши.
Да, Александр Рюхин вроде бы признает правоту Ивана Бездомного:
«Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурные? Правду, правду сказал! – безжалостно обращался к самому себе Рюхин, – не верю я ни во что из того, что пишу!..»
Тем не менее, следует проверить настолько ли его стихи «дурны» и они никогда не принесут славы, как соглашается Александр Рюхин. Из всего стихотворения поэт Иван Бездомный указал только два слова: «Взвейтесь!» да «развейтесь!»
Со слова «взвейтесь» начинается советская пионерская песня «Взве́йтесь костра́ми, си́ние но́чи», написанная в 1922 году. Автор слов – поэт Александр Алексеевич Жаров, автор музыки – пианист Сергей Фёдорович Кайдан-Дёшкин. Да и слово «развейтесь» можно предположить из первой строчки последнего четверостишия: «Мы поднимаем алое знамя». Поднятое же знамя на ветру колышется, а под сильным ветром развевается.
Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы пионеры – дети рабочих.
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: «Всегда будь готов!»
Радостным шагом с песней веселой
Мы выступаем за комсомолом.
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: «Всегда будь готов!»
Грянем мы дружно песнь удалую
За пионеров семью мировую,
Будем примером борьбы и трудов.
Клич пионера: «Всегда будь готов!»
Мы поднимаем алое знамя.
Дети рабочих, смело за нами!
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: «Всегда будь готов!»
В мае 1922 года на одном из совещаний в Центральном комитете комсомола присутствовала жена Ленина Надежда Крупская, которая предложила идею создания пионерской песни. Специальным решением Бюро ЦК РКСМ «предлагалось написать пионерскую песню – марш». Александру Жарову было поручено в двухнедельный срок написать песню. «За советом пришлось пойти к старшему товарищу – Д. А. Фурманову. «Положение безвыходное!» – сказал я ему чуть ли не со слезами на глазах. «У большевиков безвыходного положения не бывает!» – ответил Фурманов. Совет был такой: оттолкнуться от чего-нибудь уже известного. Целой компанией отправились в Большой театр на Фауста, и там кто-то обратил внимание на марш солдат: «Башни с зубцами, / Нам покоритесь! / Гордые девы, / Нам улыбнитесь!». Несколько дней ходил я, скандируя это четверостишие. Повторял его до тех пор, пока не написал другого – в том же размере: «Взвейтесь кострами…» и т. д. Я позаимствовал, следовательно, в «Фаусте» только ритмический ход для своего текста. А комсомолец Сергей Дёшкин, ученик музыкального техникума <…> конечно, позаимствовал там же музыкальный ход для мелодии, написанной им на мои слова. Так рождалась первая песня юных пионеров нашей страны»44.
Таким образом, во-первых, «Хор солдат» из оперы «Фауст» Шарля Гуно был взят за основу марша советских пионеров. А для романа «Мастер и Маргарита» характерно отсылать как к трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте, так и к опере Шарля Гуно. Во-вторых, автора текста зовут Александр, как и поэта Александра Рюхина. В-третьих, персонаж и реальный поэт имеют общую черту характера – робость. «“Положение безвыходное!“ – сказал я (Жаров – А.Я.) ему (Фурманову – А.Я.) чуть ли не со слезами на глазах».
А теперь вернемся к согласию Александра Рюхина, что его «дурные стихи» никогда не принесут ему славы, потому что он в них не верит. Если стихи, на которые указывает Иван Бездомный, это слова марша советских пионеров, то они принесли славу Александру Жарову. Марш семдесят лет пели все пионеры Советского Союза и его исполняли на всех торжественных мероприятиях, посвященных пионерии.
В статье «Жаров, Александр Алексеевич» в Википедии подтверждается ошибочность, как обвинений Ивана Бездомного, так и самооговора Александра Рюхина.
«В 1920-е годы, огромную популярность получила написанная на слова его раннего стихотворения песня «Взвейтесь кострами, синие ночи» (муз. С. Ф. Кайдана-Дёшкина). Язвительный намёк на неё был приведён в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Анализируя события, описанные в романе, и связи в реальной жизни, Эдуард Кузнецов высказал в журнале «Вопросы литературы» мнение, что прототипом поэта Рюхина в романе мог послужить именно Александр Жаров (Жаров – Жарюхин – Рюхин)»45.
Роль в сюжете
Впервые читатель узнает о нем в сцене появления Бездомного в писательском ресторане Грибоедова, где Иван пытается задержать профессора черной магии, а в результате оказывается в психиатрической клинике. Туда и сопровождает его вместе с милиционером и «Пантелеем из буфетной» собрат по пиитическому цеху Александр Рюхин.
В клинике Стравинского новоявленный пациент, сильно разозлившись на окружающих, вымещает злобу на Рюхине, обзывая его идиотом, балбесом и бездарностью с попутными обвинениями в массе прегрешений: «Типичный кулачок по своей психологии <…> и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе… «Взвейтесь!» да «развейтесь»… а вы загляните к нему вовнутрь – что он там думает… вы ахнете!» Ошеломленный Рюхин «думал только об одном, что он отогрел у себя на груди змею, что он принял участие в том, кто оказался на поверку злобным врагом».
Ругань Бездомного, как и все случившееся с ним, угнетающе влияет на Рюхина. В расстроенных чувствах возвращаясь из клиники, он задумывается о своем настоящем и будущем, внезапно ощущая себя скверным поэтом.
Возвратившись в Москву в кузове грузовика, Рюхин попадает в затор рядом с памятником Пушкину на Тверской («застрявши в колонне других машин у поворота на бульвар»). Вот тут автора «звучных стихов к первому числу» и прорывает. Он поднимается во весь рост и обращается к памятнику с обличающей речью, обвиняя Пушкина в том, что тот не создал ничего стоящего, а стал знаменит лишь благодаря тому, что его застрелил Дантес: «Вот пример настоящей удачливости… – тут Рюхин встал во весь рост на платформе грузовика и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека, – какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не постигаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах. «Буря мглою…»? Не понимаю!.. Повезло, повезло! – вдруг ядовито заключил Рюхин и почувствовал, что грузовик под ним шевельнулся, – стрелял, стрелял в него этот белогвардеец Дантес и раздробил бедро и обеспечил бессмертие…».
Явившись в ресторан, Рюхин окончательно впадает в депрессию и напивается. На этом его история в романе заканчивается.
Общие черты
Во-первых, двусмысленность наименований, которая сознательно ухудшает представления о персонажах: Степан Богданович Лиходеев, Александр Рюхин, Пилат Понтийский.
Фамилия Рюхина сначала указывает на свинью, т.е. что-то непристойное, а уже затем на «засаду», «попасть в беду». Фамилия Лиходеева также сначала указывает на преступника, и лишь потом на удалого молодца. Кроме того, положительная оценка персонажей дается в негативной форме. Иван Бездомный ругает Рюхина за «звучные стихи», т.е. чистые, не фальшивые, а Григорий Римский ругает Лиходеева за креативность: «всегда он придумает что-нибудь такое!»
Пилат – имя персонажа происходит от имени матери Пилы, его считают жестоким, и получается, что имя означает пилу и ее использование для мучений людей. Но он оказывается не жестоким правителем, а длинным металлическим пилумом, т.е. занозой, от которой мечтают избавиться иудеи.
Во-вторых, самооговор сближает персонажи Александра Рюхина и Понтия Пилата. Поэт признал, что его стихи дурны и никогда не принесут ему славы. А на деле его стихи недурны и принесут ему всесоюзную славу. Прокуратор же признал, что струсил и отправил на казнь невинного человека. На самом же деле Иешуа Га-Ноцри был виновен в нарушении римского закона. Dura lex sed lex – «Закон суров, но это закон». Трусость же проявил Понтий Пилат позже, когда не желал признавать факт, что казнь состоялась.
В-третьих, сплетничество сближает Александра Рюхина с персонажами Тимофеем Кондратьевичем Квасцовым, Антонидой Порфирьевной Петраковой и Аннушкой.
На самом деле Александр Рюхин вызвался сопровождать Ивана Бездомного в психиатрическую клинику, чтобы позже иметь, о чем посплетничать, посудачить об «известном поэте Иване Бездомном». «Не будь Рюхин так истерзан в клинике и на грузовике, он, наверно, получил бы удовольствие, рассказывая о том, как все было в лечебнице, и украшая этот рассказ выдуманными подробностями». (Глава 6 «Шизофрения, как и было сказано»)
«В это время Тимофей Кондратьевич Квасцов на площадке лестницы припадал к замочной скважине в дверях квартиры председателя то ухом, то глазом, изнывая от любопытства.
Через пять минут жильцы дома, находившиеся во дворе, видели, как председатель в сопровождении ещё двух лиц проследовал прямо к воротам дома. Рассказывали, что на Никаноре Ивановиче лица не было, что он пошатывался, проходя, как пьяный, и что-то бормотал.
А ещё через час неизвестный гражданин явился в квартиру номер одиннадцать, как раз в то время, когда Тимофей Кондратьевич рассказывал другим жильцам, захлебываясь от удовольствия, о том, как замели председателя, пальцем выманил из кухни Тимофея Кондратьевича в переднюю, что-то ему сказал и вместе с ним пропал». (Глава 9 «Коровьевские штуки»)
«К чести Аннушки надо сказать, что она была любознательна и решила еще подождать, не будет ли каких новых чудес. <…> Аннушка отбежала от окна, спустилась вниз к своей двери, быстрехонько открыла ее, спряталась за нею, и в оставленной ею щелке замерцал ее исступленный от любопытства глаз. <…>
В душе у Аннушки все пело от предвкушения того, что она будет завтра рассказывать соседям». (Глава 24 «Извлечение мастера»)
«В то время как Коровьев и Бегемот чокались второй рюмкой прекрасной холодной московской двойной очистки водки, появился на веранде потный и взволнованный хроникер Боба Кандалупский, известный в Москве своим поразительным всеведением, и сейчас же подсел к Петраковым. Положив свой разбухший портфель на столик, Боба немедленно всунул свои губы в ухо Петракову и зашептал в него какие-то очень соблазнительные вещи. Мадам Петракова, изнывая от любопытства, и свое ухо подставила к пухлым масленым губам Бобы, а тот, изредка воровски оглядываясь, все шептал и шептал…» (Глава 28 «Последние похождения Коровьева и Бегемота»)
В-четвертых, робость сближает персонажи Александра Рюхина и Василия Степановича Ласточкина.
По описанию поведения Рюхина в клинике можно сказать, что он человек робкий: «Рюхин побледнел, кашлянул и робко сказал», «вздрогнув», «пугливо озираясь», «сконфузился до того, что не посмел поднять глаза», «похолодел», «испуганно подумал», «вспыхнул от негодования», «тяжело дышал, был красен», «испуганно ответил», «задрожал», «опять вздрогнул», «робко спросил»…
Описание поведения Ласточкина схоже: «скромный и тихий», «совершенно растерялся», «бледный и взволнованный», «пораженный», «все более поражаясь», «совершенно сбитый с толку», «обомлел, съежился», «все мысли в его голове перевернулись кверху ногами», «ноги его задрожали», «стоял и трясся», «в голове у него был какой-то сквозняк, гудело, как в трубе», «совсем потерявший голову», «осторожно», «в глазах у него зарябило, он что-то промычал болезненно».
«– Сдачи, что ли, нету? – робко спросил бухгалтер».