"Паника в Нидл-Парке": водоворот близко-конфликтных отношений.

США, 1971

Режиссер: Джерри Шацберг

В главных ролях: Китти Уин, Аль Пачино


"Нидл" на сленге означает внутривенное употребление наркотиков. Фильм "Паника в Нидл-парке" показывает нам двух молодых наркоманов, чью жизнь и отношения постепенно разрушают наркотики. Фильм давний, но, увы, эта тема остается актуальной и для последующих поколений.


Это первая значимая роль Аль Пачино в кинематографе, до этого он играл на театральной сцене. Именно после исполнения роли наркомана Бобби режиссер Фрэнсис Коппола предложил актеру сняться в знаменитом "Крестном отце", вознесшим Аль Пачино на вершину славы.

Почему герои «Паники в Нидл-Парке», милая молодая пара, начинают употреблять наркотики и их жизнь катится под откос? К употреблению наркотиков обычно приводит целый комплекс причин. Есть так называемая "концепция БПСД": биологические, психологические, социальные и духовные факторы, влияющие на формирование зависимости. Давайте поговорим о психологических.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ЗАВИСИМОСТИ


Эффект замкнутого круга: изначальные личностные особенности (например, психологическая нестабильность) могут привести к употреблению наркотиков, а потом само употребление меняет личность, усиливая и развивая изначальные черты (создавая перепады настроения и т.д.). Именно это мы и видим в фильме "Паника в Нидл-парке" на примере главных героев – влюбленной пары: Хелен и Бобби.

Художница Хелен и воришка Бобби, еще совсем молодые, встречаются и влюбляются. Поначалу их отношения выглядят нежно и трогательно, немного наивно: они заботятся друг о друге, мечтают об общем будущем. Когда они решают пожениться, старший брат Бобби спрашивает, на что они будут жить, и получает инфантильный ответ: "У меня в кармане есть 20 долларов!"


К концу фильма отношения героев разрушают конфликты, оскорбления, предательство и драки за дозу. Их роли меняются: если в начале фильма "плохим парнем" выглядит воришка и продавец наркотиков Бобби, то постепенно Хелен становится лгуньей, воровкой, проституткой и доносчицей, тогда как Бобби сохраняет принципы, в которые верит.


КАКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОГУТ ПРИВЕСТИ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ?


Инфантилизм, безответственность, эскапизм (убегающее поведение). Хелен и Бобби объединяет то, что они оба – лузеры, неудачники в жизни. У них нет дома, работы, они не адаптированы в социуме. Не хотят взрослеть и брать на себя ответственность – в первую очередь, за свою жизнь, поведение и выбор. А именно ответственность – главная черта зрелости. Герои инфантильны, несмотря на взрослый возраст. Хелен даже не знает, от кого беременна, и идет на аборт, даже не придавая этому большого значения. А Бобби совершает кражу как некое развлечение, веселую шалость…


Они убегают от трудностей взрослой жизни. В фильме не уточняется, сколько конкретно им лет, но их поведение явно не соответствует взрослому возрасту: оно подростковое или даже детское. Например, они покупают щенка, но не могут за ним присмотреть, и собачка погибает в результате несчастного случая.


Инфантилизм, побег от трудностей, нежелание взрослеть и жить реальной жизнью, решая проблемы и беря ответственность – все это может приводить к зависимости. Заметим, не партнер втягивает Хелен в употребление наркотиков: она втягивается сама и даже пытается скрыть это от Бобби. Это ее добровольный выбор.


И далее развивающаяся зависимость накладывает отпечаток на личность. Наркотики разрушают организм, в том числе нервную систему, а также приводят к определенным психологическим изменениям. Возникают "эмоциональные качели" – перепады настроения; трудностей все больше, а ресурсов справляться с ними – меньше, и убегающее поведение усиливается; разрастается ложь; любой ценой нужны деньги, меняется система ценностей – появляются воровство, предательство, проституция… Это замкнутый круг, из которого только один правильный выход – ремиссия, полный отказ от наркотиков, изменение образа жизни.


ОТНОШЕНИЯ У ЗАВИСИМЫХ


Для зависимой личности характерны так называемые "близко-конфликтные отношения", созависимые, которые лучше всего описываются словами "вместо тошно, порознь скучно". Инфантилизм заставляет строить симбиотические отношения – детские, зависимые, когда партнер нужен только потому, что невозможно быть одному. И при этом на партнера выливается недовольство жизнью, ему адресуется множество претензий. Это отношения-цепляние, подобно тому как малыш цепляется за родителя.


Потребность в сочетании с ненавистью – такой узор отношений получается у героев, вместо изначальных нежности и заботы.


Созависимые отношения становятся все более разрушительными, подталкивающими к деградации, это водоворот, затягивающий в бездну. И партнеры «топят» друг друга, вместо того, чтобы спасать. "Я не могу смотреть, как тебя ломает, если я сам в это время под кайфом", – говорит Бобби завязавшей было Хелен, и это побуждает ее сорваться, ввести себе дозу. А Хелен убеждает Бобби смириться с тем, что она стала проституткой. И хотя изначально это было неприемлемо для него, он не просто принимает ее выбор, но и помогает вымогать деньги с клиентов обманным путем.


Близко-конфликтные отношения побуждают партнеров не развиваться и прогрессировать, а опускаться и деградировать. И до какой точки они могут дойти, зрители могут догадываться и предполагать. Фильм не дает ответа, чем же закончится история героев и их отношения, это как зарисовки из их жизни, эпизоды. Но предположения можно сделать, и они не оптимистичны… И единственный выход из водоворота созависимых отношений – выздоровление от собственной зависимости.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

– Увидев Аль Пачино в фильме «Паника Ниддл-Парке», режиссер Фрэнсис Коппола пригласил его на главную роль в «Крестном отце», после выхода которого в 1972 году Аль Пачино получил мировую известность и любовь зрителей.

– На момент съемок Китти Уинн была достаточно известной актрисой, а Аль Пачино – безвестным. Но уже через год актер взлетел на вершину голливудского Олимпа и остается там долгие годы.

Загрузка...