Великобритания, США, 1985
Режиссер: Сидни Поллак.
В главных ролях: Мэрил Стрип, Роберт Редфорд.
Многие конфликты в семьях происходят из-за того, что мужчине не хватает ощущения свободы, а женщине – стабильности и надежности в отношениях. Этому извечному конфликту и посвящен фильм Сидни Поллака.
Карен (Мерил Стрип) занимается фермерством в Африке. Это занятие, созвучное женской душе – земное, плодородное, привязанное к конкретному месту, о котором надо заботиться. А Денис (Роберт Редфорд) – летчик, у него есть столь необходимая каждому мужчине свобода, еще большая в небе, чем на земле… Они друг друга любят и хотят быть вместе, но Карен переживает каждый раз, когда Денис улетает.
Она не может ждать его со спокойным сердцем – оно разрывается от одиночества и покинутости. И это заставляет ее поставить любимому жесткое условие: она будет с ним только в том случае, если он откажется от полетов. Герой любит ее, поэтому соглашается. Решает отправиться в последний полет… и полет и правда становится последним: самолет терпит крушение.
Это метафора: отказавшись от свободы, мужчина символически погибает как мужчина.
Женщина издревле – хозяйка дома, хранительница семейного очага. Мужчина возвращается домой, для него важно вернуться в «пещеру» к своей женщине.
Женщина никогда не возвращается домой, она символически носит свой дом с собой, женщина всегда дома. Переезжая, женщина переносит с собой свое пространство. Это умение, которым обладают женщины – создать особую атмосферу дома и уюта. Создать дом не как здание (это задача мужчины), а создать дом как семейный очаг, дом символический – родное, уютное, безопасное место.
Мужчина создает здание: как говорится, "Каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына". Женщина наполняет дом содержанием – домашними энергиями, энергиями семьи, это – исконное женское умение.
Мужские и женские роли в семье и в обществе изначально отличались, в соответствии с разностью биологических задач. Женщина в большей степени отвечает за ребенка, за его вынашивание и взращивание. Так предопределено природой: беременность, кормление… У нашего вида и у предков детеныши рождались беспомощными и долго нуждались в материнской опеке. Подвижность женщины была ограничена беременностью или заботой о малыше. При этом женщина (самка у далеких предков) постоянно находилась в ситуации беременности или вскармливания: при высокой смертности вид нуждался в постоянном пополнении.
Женщина все время оказывалась привязанной к определенному месту. Даже если племя кочевало, оно останавливалось на стоянки. Поэтому эволюционно закрепились механизмы, побуждающие женщину максимально эффективно заботиться о ребенке и о том пространстве, в котором он растет – о доме. Ведь чаще выживали дети "хороших мам и хозяек", и в свою очередь давали потомство.
А вот мужчине в древности выпала другая роль – защитника и добытчика. Он должен быть максимально свободен, для того чтобы эти функции выполнять, охватывать максимальное пространство в своих поисках, добывать как можно больше качественной пищи. Так что потребность мужчины в свободе выше, чем у женщины.
Нельзя привязать мужчину к себе, ограничить его. Это символически "кастрирует" его (лишит мужественности, он перестанет ощущать себя мужчиной) или убьет, как героя фильма «Из Африки». Что делать?..
Вместо того чтобы ограничивать и привязывать к себе мужчину, женщина может создать такую атмосферу в доме, чтобы мужчина раз за разом хотел туда возвращаться. Причем добровольно и с радостью, а не из страха и чувства вины. Для этого женщине нужны уверенность в себе, контакт со своей женственностью и женской силой. Тогда она будет ждать мужчину спокойно и расслабленно, не терзаясь тревогой, как Карен.
Несмотря на высокую потребность в свободе, мужчина обладает и так называемым "инстинктом возвращения". Ему важно вернуться в свой дом, к своей женщине и ребенку. И знать, что его любят и ждут. Мужчину влечет домой не только сексуальная привязанность к женщине, но и психологическая потребность в постоянном доме.
Мужчине нужно постоянство и предсказуемость в пространстве дома. Это создает для него безопасность, в противовес опасному, изменчивому, непредсказуемому миру, с которым он (в отличие от женщины) постоянно имеет дело как «воин» и «охотник», отходя от «пещеры» далеко и изучая новые пространства… За постоянство и предсказуемость дома в значительной степени отвечает именно женщина.
Мужчине важно отправляться «на подвиги" в большой мир, и если он откажется от свободы и "подвигов", он лишится самоуважения, да и женщине будет трудно уважать партнера, прячущегося от трудностей в маленьком замкнутом мирке семьи. Не нужно пытаться символически запереть его дома, не отпускать. Вместо этого можно сместить акцент: создать такое пространство дома, символическое пространство отношений, в которое мужчине после "подвигов" захочется возвращаться.
Если мужчина оказывается привязанным «к пещере» и практически не покидает ее, исключая себя из социальной жизни и мужских ролей, его поведение становится инфантильным или феминным. Он превращается в ребенка или в женщину, и это нарушает правильный порядок вещей в семье, создает хаос и перепутанность ролей.
Только уважая партнера, можно получить ответное уважение…
ПРАКТИКА БЛАГОДАРНОСТИ
Напишите список, минимум 10 пунктов, за что Вы благодарны своему партнеру (партнерше). И расскажите ему об этом, поблагодарите. Что меняется тогда в Вашем восприятии, партнера, Ваших отношений?..
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
– Фильм основан на автобиографической книге датской писательницы Карен Блинксен, владевшей фермой в Африке.
– Премия «Оскар».
– Героиня фильма Карен теряет любимого в авиакатастрофе и возвращается в Европу. В реальной истории Карен Блинксен не овдовела, а развелась с мужем, после чего вернулась в Данию и стала писательницей и поэтессой.
– Отец Карен Блинксен заразился сифилисом и покончил с собой: он боялся стать опасным для окружающих. По иронии судьбы, спустя годы уже ее муж заболел сифилисом и заразил саму Карен.
– Во время съемок фильма в интерьере дома героини были использованы аутентичные вещи, ранее принадлежавшие Карен Блинксен.