США, 1992
Режиссер: Мартин Брест
В главных ролях: Аль Пачино, Крис О’Доннелл
Слепой полковник Фрэнка Слэйд (Аль Пачино) потерял смысл жизни, он со всеми ссорится и слишком много пьет. В его прошлом скрывается трагедия, и современная психология может сказать, что у него синдром ПТСР. Недовольный собой и своей жизнью, из этого внутреннего конфликта он постоянно конфликтует с близкими. Выбраться из этой бездны ему помогает случайная встреча со студентом Чарли (Крис О’Доннел), в жизни которого он начинает принимать участие.
Казалось бы, несносный и вспыльчивый, этот персонаж так полюбился зрителям, что фильм разошелся на цитаты («Ты не можешь со мной не соглашаться! У тебя прыщи на лице, а у меня заряженный револьвер» и др.), а знаменитая сцена, в которой слепой герой танцует танго, уже стала киноклассикой.
Провокатора конфликтов можно назвать Пороховой Бочкой. Он так и норовит взорваться: с трудом контейнирует агрессию, быстро и легко переходит к отреагированию. Чаще не хочет, чем не может себя сдерживать.
Иногда агрессивность – следствие травмы, полученной во взрослом возрасте, но порой это сценарий, идущий из детства. В семейной системе при воспитании ребенка передаются паттерны обращения со своим гневом, и тогда может сформироваться сценарий отреагирования агрессии. Пороховую Бочку постоянно окружают скандалы, конфликты и даже драки.
Сам человек может искренне считать, что не способен себя контролировать. В случае психической патологии это и правда так, но чаще он психически здоров и просто оправдывает себя такими словами.
Сценарий Пороховой Бочки – провокация конфликта, а не прямое нападение. В детстве такому ребенку запрещали нападать первым, а вот агрессия для самообороны допускалась. Поэтому Пороховая бочка провоцирует конфликты, чтобы получить повод проявить агрессию: “Он первый начал!”. Обороняется Пороховая бочка чрезмерно, несоразмерно нападению. Любит нарушать правила – явно или тайком.
ПРАКТИКУМ
Психотерапевтическое упражнение для регуляции собственного гнева «Я – дракон».
Ппофантазируйте, каким бы Вы были драконом? Какого цвета, размера, с каким характером, образом жизни? Где бы он обитал, с кем общался, дружил? Были бы у него враги, и если «да», то кто и почему? Возможно, придут и другие детали про образ дракона и его образ жизни.
Попробуйте вжиться в роль дракона, изобразить его телесно, подвигаться в этой роли: «летать», «дышать огнем»… Как меняется Ваше состояние? Какой ресурс таит этот образ?
Вы можете зарисовать этот образ Дракона или найти подходящую картинку в интернете – это поможет закрепить новый опыт.
Дракон является одним из символов Внутренней Силы. Контакт с ней помогает ощутить безопасность, устойчивость, защищенность, право на гнев… И научиться управлять своим гневом.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
– По роману итальянского писателя Джованни Арпино «Мрак и мед». Дж.Арпино был поклонником русского писателя Сергея Есенина и защитил диссертацию по его творчеству.
– Выходу фильма предшествовал сложный период в жизни Аль Пачино. Популярный в 1970-х гг, в 1980-е он столкнулся с простоем в карьере из-за алкоголизма и личностного кризиса. Сила воли и внутренние изменения помогли ему вернуться на вершину мирового кинематографа и получить премию «Оскар» за главную роль в «Запахе женщины».
– К роли слепого полковника Аль Пачино готовился в школе слепых.
– Некоторые эпизоды стали следствием экспромта или случайности: например, Аль Пачино случайно споткнулся о мусорную урну, и режиссер счел уместным оставить эти кадры.
– Габриэль Анвар, исполнившая роль нежной, женственной Донны, с которой полковник танцует танго, не только профессиональная актриса и танцовщица, но и мастер боевых искусств.