США, Япония, 1991
Режиссер: Гари Труздейл, Кирк Уайз
Сценарий «папиной дочки» прекрасно показан в диснеевском мультфильме «Красавица и чудовища», основанном на известной сказке. Это архетипический сюжет.
В психоанализе есть понятие "инцеста" как реальной сексуальной связи между кровными родственниками; и есть представление об "инцестуозности". Инцестуозность – скрытая, неосознаваемая сексуализация контакта между родственниками. Возможное сексуальное влечение к родственнику сталкивается с впитанными с детства запретами на инцест, поэтому вытесняется – начинает отрицаться, игнорироваться. Тогда и возникает инцестуозность: на физическом уровне инцеста нет, а на психологическом – есть. И тогда ребенок становится символическим «супругом» своего родителя. Так формируется разрушительный жизненный сценарий, ведь на фоне идеализированного родителя любой партнер будет казаться «чудовищем».
"Маменькин сынок" бессознательно влюблен в свою мать, а "папина дочка" – в отца. И родитель поощряет такое поведение, не отпуская ребенка, не позволяя сепарироваться. Обычно это скрыто, наоборот, такая мама может уговаривать своего сына жениться, вот только любую невесту критикует и отвергает как неподходящую.
Родителем, привязывающим к себе ребенка, движут эгоистичные интересы и собственные мотивы. Страх одиночества, самолюбие и гордыня и т.д.
Такие устойчивые союзы держатся долгими годами и десятилетиями: "детки" живут с родителями, жалуясь на то, что "не везет в любви". А на самом деле, они бессознательно уже находятся в браке – со своим родителем.
"Папина дочка" сравнивает с отцом всех своих поклонников. Конечно, они в этой конкуренции проигрывают. На фоне идеализированного образа отца любой муж окажется "чудовищем". И задача девушки – увидеть в нем реального человека. Не "чудовище", не второго отца, а человека, мужчину, мужа. Таким, какой он есть.
«Папина дочка», вечно недовольная мужем, сама превращается из Красавицы в Чудовище. Нередко она разводится, как только появляется ребенок, и возвращается в отчий дом. Ведь ребенок – единственное, что не может подарить отец, эту роль выполнил партнер, с партнером можно расстаться. Истинный символический муж – родной отец. И это деструктивный сценарий, нарушающий правильный порядок вещей.
Пока «папина дочка» не повзрослеет и не сепарируется от отца, ей будет сложно построить личную жизнь и реализоваться в профессии или творчестве.
КАК ВЫРАСТИ ИЗ «ДЕВОЧКИ» В «ЖЕНЩИНУ»
Чтобы выйти из сценария «папиной дочки», нужно повзрослеть – взять на себя ответственность за себя, самостоятельно принимать решения и не рассчитывать на отцовскую помощь, в том числе материальную.
Не сравнивать партнера с отцом, а стараться узнать его как личность, индивидуальность.
Если в отношениях с партнеров возникают трудности, пытаться их вначале обсудить и решить с партнером напрямую, а не жаловаться отцу или иному значимому человеку.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
– Прототипом замка, в котором происходит действие, стали средневековые французские замки на Луаре. Художники специально ездили туда в творческую командировку.
– Первый анимационный фильм, получивший «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм».