Ирина Соловьева
США, 2021
Режиссер: Чарльз Чаплин
В главных ролях: Чарльз Чаплин, Джеки Кугэн, Эдна Первиэнс
Главный герой, уличный бродяжка находит в трущобах 5-летнего мальчонку, живущего на улицах (Джекки Куган). Он трогательно о нем заботится, выручая из передряг, оберегая от опасностей уличной жизни. И герой Чаплина, нелепый бродяжка, тоже своего рода «малыш», одинокий и неприкаянный скиталец. Это знаменитый образ Чарли Чаплина, в котором он предстает во многих фильмах.
Вероятно, на появление Бродяжки как киноперсонажа повлияло сложное детство самого Чарльза Чаплина в лондонских трущобах и нехватка родительской заботы. Непрожитые детские страхи, одиночество компенсаторно отобразились в последующем творчестве Чаплина. И в фильме «Малыш» мы видим так называемый сценарий Сиротки не только у самого ребенка, но и у взрослого Чарли.
Сценарий Сиротки может появиться и в полной, внешне благополучной семье, в которой ребенку не хватает внимания, заботы, защищенности. Он(а) ощущает себя брошенным ребенком, не умеет о себе заботиться и не считает себя в праве запрашивать заботу у других. Например, в детстве родители были заняты, болели, и ребенок ощутил символическое “сиротство” или воспринимал себя как обузу. Нехватка внимания и заботы в детстве приводит к неумению заботиться о себе во взрослости.
В поведении «Сиротки» неуклюжие, беспомощные, мало приспособлены к встрече с трудностями. Нуждаются в заботе, запрашивают ее намеками, косвенно, а не прямо. Вид жалостливый. Им трудно принять помощь извне – они не верят, что имеют на нее право. При столкновении с трудностями теряются (и самому трудно справиться, и принять помощь невозможно). Из-за этого у них обычно наблюдается низкий уровень адаптивности, это так называемые «беспомощные» люди, мало приспособленные к трудностям взрослой жизни, и з-за этого нередко – социально неуспешные, неприкаянные.
Жизненная позиция пассивная, такой человек почти ничего не предпринимает для того, чтобы что-то изменить, у него не хватает навыков, ролевой модели – хорошего примера из детства. Намекает на свое одиночество и страдание, но ничего прямо не говорит и не запрашивает. У кого-то это вызывает жалость, у кого-то – раздражение (из-за чувства вины или восприятия такой стратегии поведения как скрытой манипуляции).
Близким важно не «усыновлять» и гиперопекать Сиротку во взрослости, словно ребенка, а побудить к осознанию своих желаний и к активной позиции – запрашиванию помощи, заботы. «Что можешь сделать для того, чтобы что-то изменить?» Важно! не становиться для Сиротки родителем, это мешает взрослению Сиротки. Важно, чтобы человек с таким сценарием научился сам о себе заботиться или прямо запрашивать помощь из взрослой позиции.
Пока Внутренний Ребенок продолжает страдать и искать хорошего Родителя вовне, в знакомых, есть опасность попасть в созависимые отношения: «залипать» на других людей – партнеров, друзей, родственников… Это ловушка: детство закончилось, и в другом взрослом человеке Вы не найдете хорошего родителя. Да и скорее всего, Ваши знакомые тоже бессознательно ищут родительскую фигуру, возможно, и в Вас… Какой выход? Помочь Внутреннему Ребенку найти Хорошего Родителя… в Вас же самих, во внутреннем мире!
Как родитель в детстве заботился о ребенке, так он потом обращается с самим собой. Например, мама кричала: «Бестолочь, вечно у тебя ничего не получается!» И тогда Внутренний Родитель станет жестоко обращаться с Внутренним Ребенком, повторяя поведение мамы. Это приведет к целой лавине последствий: к страху нового, к пассивности и беспомощности, цеплянию за других… Поэтому важно, в первую очередь, изменить Внутреннего Родителя: помочь ему стать любящим и заботливым. Тогда саморегуляция станет более оптимальной, из отношений уйдет цепляние, проекции детских опытов, качество жизни перейдет на новый уровень…
И еще один важный момент. Внутренний Ребенок несет в себе не только травмы и проблемы детства, но и огромное количество ресурсов: радость от жизни, спонтанность и импульсивность, игривость и любопытство, дружелюбие и чистоту… И на заботу со стороны взрослой части откликается ответной заботой, щедро делится ресурсами.
ПРАКТИКА «Ребенок внутри меня».
Цель: установление контакта с Внутренним Ребенком и забота о нем (диагностика детских дефицитов и их восполнение).
удобно сядьте, лучше закрыть глаза. Сосредоточьтесь на области живота – там символически «обитает» Внутренний Ребенок. И представьте, как из тумана появляется Внутренний Ребенок. Как он(а) выглядит? Какого возраста? Как одет? Что ребенок делает? В каком настроении? Что хочет? Есть ли кто-то рядом, кто именно и какое между ними взаимодействие? Хочет ли внутренний Ребенок что-то сказать Вам, а Вы – ему?
Положите руки на свой живот, дайте через ладони Ребенку любовь, принятие и заботу. Можно представить, что любовь из сердца через руки направляется прямо к Внутреннему Ребенку. Уделите этому столько времени, сколько потребуется.
Лучше делать упражнение сидя, не лежа. Это помогает сохранять взрослую позицию, заботясь о Внутреннем Ребенке, а не становясь им.
Если руки холодные, разотрите их перед тем, как положить на живот.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
– Чарльз Чаплин, как и во многих других своих фильмах, выступил не только в качестве режиссера и актера, но и сценариста, композитора, продюсера…
– Исполнитель роли Малыша Джеки Кугэн стал профессиональным актером. Другая его роль, получившая мировую известность – дядюшки Фестера из телесериала «Семейка Аддамс» (1964-1966).