"Выбор Софи": бремя ложной вины.

Великобритания. США, 1982

Режиссер: Алан Дж. Пакула

В главных ролях: Мэрил Стрип, Кевин Кляйн, Питер МакНикол.


Софи – женщина из интеллигентной польской семьи. Ее страна оккупирована, семью собираются депортировать в лагерь. Один из нацистов предлагает Софи страшный выбор: она должна выбрать, кого из ее двух детей оставят в живых, а кого уничтожат. А если женщина откажется выбирать, убьют обоих детей. Чтобы спасти хотя бы одного ребенка, Софи соглашается, и на ее глазах маленькую дочь отправляют на смерть, а сына – в лагерь на "исправление", но со временем и он пропадает без вести.


Чудом пройдя через войну и оказавшись единственной выжившей во всей семье, Софи уезжает в США. Кажется, что ее жизнь наладилась: безопасность и стабильность, страстная любовь красивого мужчины… Но это лишь внешняя картинка. В душе молодой женщины война продолжается, ее настигают страшные воспоминания, а главное – она не простила себе тот выбор.


Сложные обстоятельства влекут за собой сложные выборы. Не всегда это выбор в пользу "лучшего", порой приходится выбирать "наименее худшее". Вынужденный выбор меньшего из зол нередко приводит к формированию ложного чувства вины.


Чем различаются истинное и ложное чувство вины? Вина связана с ответственностью. Там, где действительно была реальная ответственность, когда человек был властен над обстоятельствами, мог что-то изменить – там скрывается истинная вина. Если же человек оказался заложником обстоятельств и действовал в соответствии с ними, то это вина ложная.


Например, тонут двое, и спасатель может спасти только одного. Второй неминуемо погибнет, но зато хотя бы один будет спасен. Спасатель вынужден сделать выбор, и вполне может быть, что и у него, и у выжившего сформируется ложное чувство вины перед тем, кто утонул. Но виноваты ли они на самом деле?..


Именно в ситуации вынужденного выбора, выбора меньшего из зол, оказалась героиня фильма. Она сделала то, что могла – в имеющихся обстоятельствах. Но не смогла себя простить, она живет с чувством вины, но оно – ложное.

Можно сказать: ложное чувство вины возникает там, где есть ложное чувство ответственности. Например, ребенок чувствует ответственность и вину за развод родителей, хоть на самом деле не виноват.


Токсичное чувство вины может привести к аутоагрессии, самонаказанию. Человек ставит себя в разрушительно, потенциально опасные ситуации. Может увлекаться экстримом, выбирать токсичные и просто небезопасные отношения… Именно это и происходит с Софи. Не простив себя, она выбирает психически нездорового партнера с бредом ревности. И это становится еще одним фатальным "выбором Софи"…


КАК РАССТАТЬСЯ С ЛОЖНЫМ ЧУВСТВОМ ВИНЫ

Ложное чувство вины приводит к хроническому напряжению в плечах, на них словно бы ложится тяжелый груз. Психологическим следствием гнета вины могут быть:

– обвинение других и агрессия вовне,

– либо же аутоагрессии.

Оба варианты – неправильные. Что делать?


Если вина истинная, связана с реальной ошибкой, поступком, то можно ее искупить: исправить ошибку или, если поздно, то попросить прощение или компенсировать иным образом, соразмерным ситуации. Например, вы опоздали на встречу с другом в кафе, и тогад можно угостить его десертом.

Иногда с человеком, перед которым ты виноват, невозможно встретиться в реальности: возможно, его уже нет в живых или связь оборвалась. Тогда можно попросить прощение мысленно, сделать какой-то поступок для искупления, символической компенсации ошибки: посадить цветок, пожертвовать деньги на благотворительность…


Если же вина ложная, то есть реальной ответственности нет, то можно прибегнуть к психологическому упражнению из бодинамического анализа.


УПРАЖНЕНИЕ. Встать, поставив ноги примерно на ширине плеч. Поднять плечи, напрячь и резко сбросить напряжение, при этом представляя, что Вы сбрасываете с плеч тяжкий груз вины. Можно повторить несколько раз.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

– Фильм по книге У.Стайрона, основанной на реальных событиях времен II Мировой войны. Роман вошел в список 100 лучших романов на английском языке.

– Роль Софи принесла Мэрил Стрип и «Оскар», и «Золотой глобус».

– Финальную сцену сняли с первого дубля: Мэрил Стрип оказалась снимать ее еще раз, и далее так и не посмотрела отснятый материал.

– Актрисе пришлось сильно похудеть для съемки эпизод, в которых действие происходит в концентрационном лагере, и ее героиня истощена.

Загрузка...