СССР, 1984
Режиссер: Эльдар Рязанов
В главных ролях: Лариса Гузеева, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Никита Михалков
Биологический инстинкт заставляет выбирать самого лучшего партнера, оптимального для деторождения: здорового и надежного. Но человек сложнее животного, наш выбор определяется еще и сложным индивидуальным психологическим опытом. Поэтому избранник женщины может оказаться деструктивным: например, негодяем вроде С.С.Паратова из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», талантливо экранизированной режиссером Эльдаром Рязановым.
Бессознательно каждый человек стремится к обретению целостности. Для этого ему нужно дополнить себя психологическими чертами, которых не хватает ему самому. Именно поэтому партнеры часто выбираются по принципу противоположности. И девушка со сценарием "хорошей девочки" нередко увлекается "плохим мальчиком". Самоуверенный Паратов – полная противоположность романтичной Ларисы, главной героини. И именно этим он притягателен для нее.
Лариса – отображение идеалов 19 века: романтичная наивная барышня. Она соответствует требованиям своего времени. Но идеалы меняются, и девушка с таким мировоззрением и моделью поведения в наше время смотрелась бы нелепо. Наверно, современная "бесприданница" должна была бы изощренно отомстить Паратову, выстрелить раньше Карандышева, а потом стать топ-моделью в Париже и выйти замуж за олигарха…
Ларису можно отнести к так называемому "ранне-истерическому типу". Этот психологический тип формируется в возрасте 3-4 лет, для него характерна идеализация, игнорирование негативных аспектов жизни, "розовые очки". Вырастая, такие девушки нередко увлекаются негодяями, и такое болезненное столкновение с реальностью заставляет их повзрослеть и стать реалистичней. Но это очень болезненный опыт, буквально смерти подобный. Да, физически Ларису убил Карандышев, но психологически она уже была убита предательством Паратова…
Если 19 век поощрял у женщин формирование романтического типа, то в 21 веке мы видим полную противоположность. Современные требования могут сформировать противоположность Ларисе – самостоятельную женщину практического склада, циничную и реалистичную. Это так называемый "поздне-истерический тип", и возраст его формирования – 5-6 лет. Теперь женщина должна твердо стоять на ногах, уметь о себе позаботиться, и нередко в отношениях с мужчиной она – лидер, и может сама использовать партнера. Паратов такой женщине не интересен, они слишком похожи. Ей нужен мужчина-романтик, и в современную литературу и кинематограф возвращается образ романтического мужчины.
Есть и возрастные закономерности. В юности мы более романтичны в силу нехватки жизненного опыта: выдаем желаемое за действительное. Поэтому юным девушкам нравятся "демонические" образы мужчин: противоположности притягиваются, им есть чему друг у друга учиться… Девочки-подростки любят смотреть фильмы про красивых мужчин-оборотней, демонов и вампиров.
Со временем романтизм сменяется реализмом, происходит психологическое взросление. Взрослая женщина становится уравновешенней и выбирает целостные мужские образы – реалистичные, а не нафантазированные. Зрелые браки более успешны, потому что выбор партнера мудрее и осмысленней.
Первый опыт любви чаще всего бывает болезненным не только и не столько из-за нехватки опыта выстраивания отношений, а из-за изначально неудачного выбора объекта любви. Такие разочарования переживать больно, но полезно, именно так происходит взросление.
Развитие чаще всего происходит именно через болезненный опыт: рассогласование создает мотивацию для изменений. И в этом чудо человеческого опыта: превратить боль в развитие, самосовершенствование, творчество…
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
– Жестокий романс – разновидность романса, появившаяся в 19 веке. Содержание мелодраматично, финал трагичен. Поэтому фильм получил такое название, отличное от оригинальной пьесы.
– Экранизация была признана лучшим фильмом года.
– Главную героиню сыграла Лариса Гузеева, озвучила Анна Каменкова, песни исполнила Валентина Пономарева. Таким образом, каждая из женщин внесла свою лепту в создание образа прекрасной и манкой Ларисы Огудаловой.
– Супруга Эльдара Рязанова кормила юную актрису Ларису Гузееву калорийной едой, чтобы та набрала вес по моде тогдашнего времени.