США, 1979
Режиссер: Роберт Бентон
В главных ролях: Дастин Хоффман, Мэрил Стрип.
"У любовной истории – три стороны!" заявляет слоган этого фильма, ставшего уже киноклассикой. Что это за стороны?
В психологии есть понятие "триангуляции" – включения ребенка в отношения родителей. Малыш становится буфером в решении их собственных проблем. Это неправильно для всей семьи, но прежде всего – для ребенка.
Семейная пара Крамеров разводится. И Тед (Дастин Хоффман), и Джоанна (Мерил Стрип) претендуют на полную опеку над ребенком. Шестилетний Билли оказывается втянут в проблемы взрослых, их сложные взаимоотношения и войну, которую они друг другу объявили. Это яркий пример триангуляции.
Когда ноги хромают, нужен костыль – дополнительная опора. Если диадные отношения партнеров (включающие только два элемента) портятся, если в них появляется напряжение, и оно не может найти выход, конфликт не решен, отношения рискуют превратиться в триаду: треугольник.
Треугольник в отношениях не всегда подразумевает любовную измену. Да, любовные измены происходят, но нередко третьим элементом в напряженных отношениях партнеров становится ребенок. Он рядом, маленький и психологически зависимый, у него слабые психологические границы. Он доверяет родителям, хочет сделать их счастливыми и сохранить семью. Поэтому именно дети оказываются первыми кандидатами на роль буфера в сложных отношениях родителей.
Триангуляция может принимать разные формы. Как она проявляется?
Включение ребенка в коммуникацию родителей как посредника: "Иди и скажи своему отцу, что ужин уже остывает!", "Передай матери, что она громко говорит по телефону и мешает мне смотреть фильм…" Прямого общения между супругами нет, ребенок становится средством передачи сообщений.
Создание коалиции с ребенком против своего супруга. Например, общие секреты, негативное обсуждение партнера, его критика, обесценивание: «Не говори папе, на что я потратила деньги в торговом центре»…
Инцестуозные отношения с ребенком, когда он символически занимает место партнера, а партнер "свергается с престола". Например, жена спит в одной постели с сыном, а муж вынужден переселиться в другую комнату.
И т.д.
Какие последствия триангуляции?
Крамеры останавливают "военные действия" только тогда, когда понимают: больше всего ущерба они причиняют не своему партнеру, а ребенку. Именно он страдает в семейной войне.
Если ребенка включили в конфликт родителей, последствия могут быть следующими:
Ребенку небезопасно, у него поднимается тревога.
Напряженный эмоциональный фон в семье приводит к тому, что психика ребенка уже не может интегрировать происходящее, тогда возникает "замораживание чувств", соматические симптомы и психосоматические расстройства…
Он(а) чувствует себя ответственным за то, что происходит в семье. Так формируется привычка к излишнему контролю и взятию на себя чужой ответственности.
Триангуляция – модель не любви, а использования. Ребенок, попавший в отношения использования, начинает воспринимать их как норму, и это приводит его к роли жертвы, к использованию в дальнейшем.
Оказавшись включенным в отношения родителей, он уже не может их "бросить". Собственная личная жизнь станет для него предательством родителей, и тогда во взрослости он одинок или у него меняются незначимые партнеры.
Ребенок не осваивает навык прямой коммуникации, он учится изъясняться только намеками, двойными посланиями…
У него формируется сценарий треугольника как привычной конструкции в отношениях. Во взрослости у него могут раз за разом возникать любовные треугольники. И он(а) передает этот сценарий дальше, включая уже собственных детей в триангуляцию.
Фильм «Крамер против Крамера» не даром считается одним из лучших в истории мирового кинематографа. Он талантливо снят, в нем прекрасные актеры. И – в нем раскрывается тема, которая может быть близка многим: использование ребенка в конфликте взрослых. Так ли хорошо, если у любовной истории оказываются три стороны?.. Каждый выбирает для себя.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
– Фильм получил 5 премий «Оскар» и 4 премии «Золотой глобус», что редкость в истории кинематографа.
– Дастин Хоффман в юности считал себя недостаточно привлекательным и талантливым для карьеры актера, поэтому сперва собирался стать музыкантом. Мэрил Стрип также серьезно занималась классической музыкой и планировала поступление в Консерваторию, но затем решила стать актрисой; и тоже комплексовала из-за внешности. Таким образом, их профессиональный путь оказался схожим.
– Съемки фильма «Крамер против Крамера» пришлись на сложный период в жизни обоих: Дастин Хоффман, как и его герой, переживал тяжелый развод, а любимый мужчина Мэрил Стрип умер после тяжелой болезни. Так реальные факты переплелись с судьбами киногероев.
– Дастин Хоффман провоцировал конфликты на съемочной площадке. Позже он осознал, что просто переносил обиду с бывшей жены на Мэрил Стрип, и публично принес извинения.
– Джастин Генри, сыгравший маленького сына Крамеров, впоследствии стал не только актером, но и получил образование психолога.