США, 1982
Режиссер: Артур Хиллер
В главных ролях: Аль Пачино, Тьюзди Уэлд
Подходит для семейного просмотра.
От многодетного драматурга Айвена Травальяна уходит жена, оставляя на него всех детей, как общих, так и собственных от предыдущих браков. Он растит их, при этом пишет театральные пьесы и пытается найти себя в жизни. Ему помогают искренняя любовь к детям и чувство юмора.
В одной из сцен он бросает жене:
– Ты не видишь в них людей! Пойми, они не просто дети, которых ты родила. Они – люди!
Фильм примечателен тем, что в нем показан позитивный образ любящего, преданного, справедливого отца. Это редкость в кинематографе! Да и в современном обществе – специалисты говорят о кризисе отцовской фигуры.
Итальянский аналитический психолог и психоаналитик Луиджи Зойя в своей rниге "Отец" пишет об этой проблеме нашего времени, приводя конкретные примеры: образ взрослого мужчины в кинематографе и глянцевых журналах. В современной культуре преобладает образ юного, а не зрелого мужчины, мужчины как "партнера", но не "отца". Юного по психологическому возрасту, с инфантильной моделью поведения. Например, культ Джеймса Бонда – культ мужчины-юноши, вне зависимости от возраста актера, исполняющего эту роль. У него юношеская незрелая модель поведения: поиск приключений, смена партнерш… Он не стремится создать семью, осесть, завести детей.
Современный киногерой чаще всего показывает инфантильную юношескую модель поведения, вне зависимости от реального возраста: это этап мужского пути, когда нужно утверждать себя, искать что-то новое и путешествовать, совершать подвиги, завоевывать женщин… Этап экспансии, юношеский этап мужского Пути.
А вот личностная зрелость, инициация на следующий этап подразумевает создание семьи, т.е. прочные партнерские отношения и отцовство. Не только биологическое отцовство, но и заботу о потомстве.
Это этап взрослого мужчины, а не юноши. Именно отцовство делает юношу мужчиной, подобно тому как материнство превращает девушку в женщину. И возраст психологический может не совпадать с паспортным: пенсионер может вести себя инфантильно, а совсем юный молодой человек – по-взрослому.
Для перехода из юноши в мужчину нужно не просто биологическое отцовство, речь идет об отцовстве психологическом, в котором проявляются любовь к детям, ответственность за них и забота… Можно так и не стать настоящим родителем для своих биологических детей, или наоборот – оказаться хорошим отцом для тех, кто не был тобой зачат. Если говорить про нашего героя фильма, Айвена, то он растит и своих детей, и приемных, но любит их одинаково, и дети отвечают ему взаимностью.
Психологически зрелой мужской фигуры не хватает во многих семьях, это дефицит для многих детей, переносящийся во взрослую жизнь. Выросший сын не знает, как быть взрослым мужчиной, не хватает ролевой модели. А повзрослевшая дочь не умеет правильно выбрать партнера, она не видела в детстве, каким должен быть настоящий мужчина.
Образ отца в современном мире нередко обесценивается, исключается из семьи. Трагедии 20 века (войны, революции, голод, эпидемии) привели к высокой смертности среди мужского населения, и женщины были вынуждены взять на себя мужские функции, а миллионы детей оказались без отцов, и им сложно было создавать свои семьи и становиться хорошими родителями.
Как результат, образ отца в восприятии ребенка начал искажаться. Он перестал быть поддерживающим, любящим, защищающим. Какие это искажения?
ИСКАЖЕНИЯ ОБРАЗА ОТЦА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Отсутствующий отец. Отец, который не присутствует в пространстве семьи и физически, и психологически, он словно бы исключен. Например, отец ушел из семьи, и мать не может этого простить. На фигуру отца словно наложено табу, о нем даже не говорят. И ребенок, будь то девочка или мальчик, лишены и заботы отца, и понимания того, что же такое "отец" и "мужчина". Девочке будет сложно строить отношения с мужчинами, а мальчику – становиться мужчиной и отцом.
Дефицитарный отец. Он есть, но контакта с ним мало. Папа занят, надолго уезжает или только приходит в гости по выходным. Как это влияет на ребенка? Он начинает цепляться за контакт с мужскими фигурами и может оказаться в зависимых отношениях: любовных, дружеских, рабочих. На мужчин будет проецироваться фигура отца, который был хорошим в момент контакта, но его оказалось мало, и контакт надо добрать. Такой мальчик будет чрезмерно зависеть от друзей, а выросшая дочь – цепляться за партнера.
Дистантный отец. Отец постоянно находился на расстоянии, и если территориально жил вместе с семьей, психологически обособлялся. Близкий контакт с ребенком не установил. И тогда ребенок чувствует себя незащищенным, потерянным, никому ненужным. Во взрослости ему сложно устанавливать близкие отношения и доверять. Он может замкнуться в себе и предпочитать одиночество.
Бросающий отец. Произошло резкое прерывание контакта между ребенком и отцом: родитель мог трагически погибнуть или оборвал общение с семьей, включая ребенка. Иногда такой обрыв может быть выбором не самого мужчины, а обиженной матери, препятствующей общению бывшего мужа с детьми. В этом случае в ребенке сочетаются страх брошенности и цепляние за контакт. Он может вести себя амбивалентно: то никого к себе не подпускать, то попадать в зависимые отношения.
Негативный отец. Образ отца становится страшным или постыдным. Возможно, это связано с реальным поведением родителя: например, он пьет, угрожает, бьет… Ребенку стыдно за поведение отца. Или же окружение создает у ребенка негативный образ отца, рассказывая, какой тот плохой. Это может генерализоваться и заложить недоверие ко всем мужчинам или даже в целом к людям, к миру.
Инфантильный отец. Мать (чаще мать-одиночка) может гиперопекать сына и инфантилизировать, психологически он так и не вырастает, не может стать хорошим ответственным отцом. Если такой «вечный сынок» женится, то становится сыном уже для своей жены, а дети превращаются для него в "братиков и сестричек" и становятся конкурентами. Инфантильного отца можно любить, он может быть папой-праздником, товарищем для игр, но его сложно уважать. И он не дает чувство защищенности – это слабая фигура отца, на него нельзя полагаться. Его дети могут вынужденно рано повзрослеть или же повторить сценарий отца, оставшись психологически незрелым.
Феминный отец. Мальчик, тесно связанный с матерью (в силу отсутствия отца или иного нарушения контакта с ним), идентифицируется с ней, то есть с женским образом и женской ролевой моделью. Его мужская идентификация так и не формируется или нарушается. В итоге он становится феминным, у него много женских черт и поведенческих проявлений. Он может жениться, иметь детей, но ведет себя по-женски, нередко в жены он выбирает женщину с мужским поведением. Дети такой пары теряются, они не могут понять: что мужское, а что женское? У них может сформироваться сценарий инвертированных женско-мужских отношений, то есть перевернутых, когда женщина играет мужскую роль, а мужчина – женскую.
Реабилитация фигуры отца, создание позитивного образа личностно зрелого мужчины – важная задача и в реальной жизни, и в искусстве. Фильмов, в которых можно увидеть позитивный отцовский образ, увы, не так много. И они ценны!
В ЗАВЕРШЕНИЕ – ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА «АВТОРА! АВТОРА!»:
"Тут полно акул. Не заходи в воду, пожалей животных!"
" – Я совершал плохие поступки. Но никогда, никогда не спал с замужними женщинами!
– Разве она не была замужем за испанцем, когда вы начали встречаться?
– Не лови меня на слове, я этого не люблю!"
"Папа, я никогда не выйду замуж! Даже если мне заплатят 150 $".
" – Мне нравится папа, он такой же, как мы! Насколько это возможно для взрослого.
– Только не говори это папе…"
" – Ты – отличный сын!
– Сначала посмотри мои оценки по химии, потом говори".
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
– Фильм основан на реальных событиях: эта история произошла с бродвейским драматургом Израэлем Хоровицем. В главной роли снялся Аль Пачино, и интересно, что актер дружил с прототипом своего героя Хоровицем и видел реальные события своими глазами.