2.4. Чакры, энергоинформационные точки


Давайте рассмотрим учение о семи чакрах, энергоинформационных точках головы и позвоночника. Энергия взаимосвязана с информацией, энергия несёт в себе информацию. Практикуя медитацию, работая с энергией, мы неминуемо работаем с тонкой информацией, которая находится в чакрах.

Чакры часто называют энергетическими точками, но это не совсем точно. Важно понимать, что на самом деле это энергоинформационные точки. Точно выбирая термин, мы приходим к правильному пониманию. На мой взгляд, очень важно не лениться и полностью произносить этот длинный, но важный термин «энергоинформационные точки», потому что тогда приходит правильное осознание того, что, медитируя на чакры, мы работаем прежде всего с тончайшей информацией.

Все чакры, с точки зрения крийя-йоги, находятся в позвоночнике и головном мозге:

муладхара, первая чакра, в копчике;

свадхистана, вторая чакра, расположена в крестце;

манипура, третья чакра, в поясничном отделе позвоночника на уровне пупка;

анахата, четвёртая чакра, располагается в грудном отделе позвоночника, по нижней линии лопаток;

вишудха, пятая чакра, в основании шейного отдела позвоночника;

аджна, шестая чакра, находится в центральной части головного мозга между гипофизом и эпифизом;

сахасрара, седьмая чакра, в родничке.

Если вы достаточно чувствительны, каждую чакру можно ощутить как энергетическую вибрацию и увидеть внутренним взором как светящийся шарик. Если на данный момент вам трудно почувствовать чакры, помните, что регулярная практика приведёт вас к хорошему результату.

Опыт показывает, что в особенности эффективно практиковать в группе. Благодаря сильной групповой энергетике намного легче продвигаться по духовному пути и научиться чувствовать все чакры.

Практика медитации на чакры заключается в том, чтобы точно ощутить правильное местонахождение каждой точки. Для начала, даже если вы концентрируетесь не на самой точке, а на соответствующей части тела, вы уже получаете возможность работать с информацией и энергией чакры.

С чакрами можно работать двумя основными способами. Прежде всего, увидеть её духовным зрением как светящуюся точку. Ещё один способ – это почувствовать чакру как энергетическую вибрацию. Таким образом, визуальные образы и ощущение вибрации являются основными методами работы с энергоинформационными структурами чакр.

Есть ещё один способ, с помощью которого возможно почувствовать чакры, – услышать тонкий мистический звук каждой чакры. Некоторые люди обладают способностью настраиваться на тонкую звуковую вибрацию любой чакры. Так как такая способность встречается более редко, то звуковое качество чакр рассматривается реже.

Большинство людей могут воспринимать чакру либо через визуальные образы, либо через ощущение энергетической вибрации. Следует медитировать на чакры с использованием того способа, который более удобен для вас, возможно, это работа с помощью визуального образа или вибрационные тепловые ощущения. Со временем важно объединить оба подхода, то есть увидеть духовным зрением светящуюся точку и параллельно с этим почувствовать её энергетическую вибрацию.

На первом уровне работа с чакрами происходит на энергетическом и вибрационном уровне. На более глубоком уровне работа начинается на тончайшем информационном плане. Работа с информацией чакр происходит за счёт силы намерения и создания мыслеформ.

Важнейшую роль в работе с информацией и энергетикой чакр играет сила визуализации. Визуализация – это способность представить себе нечто, что вы не видите физическим зрением. Физически невозможно увидеть чакры, они располагаются внутри позвоночника или внутри головного мозга на тонком плане.

Человеческий мозг устроен таким образом, что вы можете представить себе всё что угодно, даже если это находится вне видимости или очень маленьких размеров, а возможно, этот объект вообще за пределами физического пространства. Эта уникальная способность у некоторых развита весьма сильно с самого рождения, а кому-то нужно упорно работать и тренироваться, для того чтобы развить подобный навык. Способность ясно и четко визуализировать важна для успешной практики медитации.

Как можно развить способность визуализации? Вы же можете визуализировать прошлое и будущее, например событие, которое произошло много лет назад. Вы можете представить событие будущего, к примеру, куда вы хотите поехать отдыхать в следующем году.

Вы можете с помощью воображения легко увидеть знакомого, который сейчас находится в другом городе. Как правило, все воспоминания о событиях прошлого и размышления о предполагаемых событиях будущего сопровождаются визуальными образами. Почему же вы испытываете трудности с тем, чтобы представить себе чакры? На самом деле всё очень просто.

Одна из основных причин слабо развитой способности визуализации чакр – это неверие в себя. Весьма часто люди признаются в том, что сами не верят в то, что их мыслеформа реальна. Увы, часто звучит такая фраза: «Мне кажется, что я это просто придумал(а)».

Головной мозг человека устроен таким образом, что вы легко можете представить себе то, что не видите прямо перед собой. Сила воображения безгранична, однако её нужно тренировать.

В практике медитации крийя-йоги есть разные виды визуализации, чаще всего мы работаем со светящимися точками или шариками. Каждую чакру следует визуализировать как светящуюся точку или светящийся шарик, а энергетический канал как светящуюся ниточку.

Визуализируя, вы уже начинаете процесс творения и преображения. Как только вы ясно что-то представили, туда направляется сильнейшая энергия и начинается процесс информационной перезагрузки. Силой своей концентрации и визуализации вы буквально творите новую реальность, потому что энергия направляется именно туда, куда её направляет ваша концентрация и мыслеформа.

Сахасрара-чакра, находящаяся в родничке, является воротами в абсолютное сознание Бога. Мастера крийя-йоги называют сахасрара-чакру вратами в Бога. Регулярно практикуя концентрацию и медитацию на родничок, вы постепенно обретаете опыт высшей реальности.

Философские термины могут запутывать, ибо люди вкладывают различные значения в одни и те же термины. Как описать словами высшую реальность, опыт которой вы получаете, практикуя медитацию на сахасрара-чакру? Получаемый опыт можно назвать самадхи, состояние единства и абсолютного блаженства, вечно новой радости, наивысшего покоя. Этот опыт сопровождается растворением капли индивидуального сознания в Боге.

Существует множество слов и терминов, обозначающих вечность: абсолютное сознание, изначальный источник, вселенский Дух, высшая реальность, высший свет, Единый Бог и многое другое. Любое из приведённых слов обозначает одно и то же. Нет смысла дискутировать о терминологии, важны не термины, а их значение.

На санскрите опыт раскрытия сахасрара-чакры описывают несколькими древними терминами: ананда (блаженство), джоти (свет), према (любовь), шанти (покой), джняна (мудрость), сатья (истина), сарвам (целостность).

Две верхние чакры глубинно связаны. Сахасрара соответствует опыту переживания Бога, а аджна-чакра – индивидуальному сознанию. Сознание едино, однако оно проявляется в двух основных аспектах: абсолютное божественное и персональное человеческое.

Аджна-чакра расположена в центральной части головного мозга, эта точка соответствует индивидуальному сознанию, которое обладает историей своих реинкарнаций, персональными качествами и особенностями, талантами и творческими потенциалами, идёт по пути божественной эволюции, находится в процессе саморазвития.

На санскрите индивидуальное сознание называется дживатма. Индивидуальное человеческое сознание стремится к воплощению своего предназначения и проявлению своих талантов, оно хочет освободиться от страданий и обрести счастье, а самое главное – стремится к познанию вечной истины.

На санскрите есть замечательный термин, дхарма, который обозначает процесс воплощения своего предназначения. Дхарма – это жизнь в соответствии со своими талантами и творческими потенциалами. Воплощение своей дхармы есть одна из важнейших задач и стремлений человека.

На более высоком уровне эволюции человек начинает задаваться вопросами о поиске вечной истины, и тогда основным фокусом внимания становится великий процесс самоисследования, называемый на санскрите атма-вичара. Поиск истины – это фундаментальное исследование вопроса о природе самого себя. Кто есть «я»? Что есть «я»? Существую ли «я»? Откуда «я» появился? Могу ли «я» не существовать? Может ли мироздание существовать без меня? Что такое ощущение самосуществования? Где я был до рождения тела? Что произойдёт со мной после смерти тела? Основным методом самоисследования являются медитация и созерцание. Ответом на эти вопросы становится просветление.

На уровне сахасрара-чакры нет поиска и стремлений, ибо там всё изначально совершенно. Бог, находящийся в сахасрара-чакре, не может достичь просветления, ибо он изначально совершенен. В сахасрара-чакре нет вопросов, потому что там находятся все ответы. Там нет стремлений, потому что там целостность.

Цели находятся на уровне аджна-чакры, ибо цели появляются в том случае, когда чего-то не хватает. Индивидуальное человеческое сознание, находящееся в аджна-чакре, имеет три основных стремления: освобождение от страданий, обретение счастья и познание истины. Из этих трёх фундаментальных стремлений возникают тысячи и тысячи целей.

Находясь в процессе освобождения от страданий и обретения счастья, индивидуальное сознание мыслит в терминологии дхармы, воплощения своего предназначения и проявления творческих потенциалов. Как только индивидуальное сознание эволюционно подходит к возможности поиска вечной истины, то оно начинает мыслить в терминологии атма-вичары, самоисследования, финалом которого становится просветление.

Почему Будда говорил, что все дхармы пусты по своей сути? Дхарма предполагает существование двойственности, дхарма основана на двойственности. Для того чтобы практиковать дхарму, должно существовать индивидуальное сознание, которое стремится к воплощению своего предназначения, проявлению своих талантов. Дхарма – это праведность, которая является противоположностью греховности.

Процесс самопознания и самоисследования ведёт к просветлению. Просветление же является имперсональным феноменом. Просветление – это не приобретение чего-то нового, каких-то новых качеств, великих знаний, высоких атрибутов, особых способностей, мистических опытов и состояний. Просветление – это потеря всего лишнего, исчезновение всех ложных самоидентификаций. В просветлении исчезает «тот», кто шёл к просветлению, остаётся светоносная пустота абсолютного сознания Бога.

Это подобно тому, как солнце начинает светить, когда исчезают облака. По сути, солнце светило всегда, мы просто не могли его увидеть, потому что оно было скрыто облаками. После того как облака рассеиваются, мы получаем возможность увидеть свет. Таким же образом, после того как исчезает вся система ложных самоидентификаций, солнце истины начинает сиять в полноте своего величия.

Система ложных самоидентификаций состоит из огромного количества невежественных представлений о самом себе: я есть тело, я есть мои мысли и эмоции, я есть мой социальный статус, уровень образования, религиозная и этническая принадлежность. Человек ошибочно предполагает, что он является персональностью, личностью, отдельно существующим сознанием.

Как только все вышеперечисленные ложные самоидентификации исчезают, происходит просветление. Ибо после того, как исчезает всё лишнее, то, что остаётся, – нерождённое и бессмертное абсолютное сознание Бога. По дороге к просветлению исчезает «тот», кто стремился к просветлению. Индивидуальное сознание исчезает в Боге. Душа растворяется в Боге. Тот, кто медитировал, исчезает в медитации. Маленькое облако становится бесконечным небом. Капля становится Мировым океаном. Ощущение отдельности своего существования исчезает, и остаются единство, совершенная гармония и вечный покой. Индивидуальное сознание растворяется в вечности, возвращаясь к своему изначальному бытию – блаженству, покою, любви, свету, гармонии и единству.

Пять нижних чакр – это муладхара (копчик), свадхистана (крестец), манипура (поясница), анахата (грудной отдел позвоночника) и вишудха (основание грудного отдела позвоночника). Эти пять чакр связаны с пятью элементами и пятью оболочками. Пять нижних чакр символизируют проявленный микрокосмос, в котором душа проявляет свои творческие потенциалы и воплощает своё предназначение.

Проявленная Вселенная, все живые существа и неживые объекты, состоят из пяти элементов. Пять элементов на санскрите называются панча-таттва:

акаша-таттва, элемент пространства, находится в вишудха-чакре;

ваю-таттва, элемент ветра, находится в анахата-чакре;

агни-таттва, элемент огня, соответствует манипура-чакре;

джала-таттва, элемент воды, находится в свадхистана-чакре;

пртхиви-таттва, элемент земли, расположен в муладхара-чакре.

Пять нижних чакр также связаны с пятью оболочками, которые на санскрите называются панча-коша. Эти пять оболочек составляют структуру внутреннего мира человека:

ананда-мая-коша, оболочка блаженства, находится в вишудха-чакре;

буддхи-мая-коша, оболочка интеллекта, её также называют виджняна-мая-коша, она находится в анахата-чакре;

мано-мая-коша, оболочка ума, соответствует манипура-чакре;

прана-мая-коша, энергетическая оболочка, находится в свадхистана-чакре;

анна-мая-коша, физическая оболочка, расположена в муладхара-чакре.

Слово «коша» иногда неверно переводят с санскрита как «тело». Этот ошибочный перевод создаёт путаницу, в результате чего возникают теории о существовании пяти тел.

На самом деле у человека три тела и пять оболочек. Санскритский термин, обозначающий тело, – «шарира» или «деха». Итак, у человека пять кош (пять оболочек) и три шариры (три тела).

Пять нижних чакр также связаны с тремя телами:

стхула-шарира, физическое тело, соответствует двум нижним чакрам, муладхаре и свадхистане;

сукшма-шарира, астральное тело, соответствует следующим двум чакрам, манипуре и анахате;

карана-шарира, каузальное тело, соответствует вишудха-чакре.

Понимая структуру пяти нижних чакр, вы сможете прекрасно понимать структуру своей жизни: пять элементов, пять оболочек и три тела. Более подробно мы будем рассматривать значение каждой чакры в следующей главе.


Загрузка...