Йоги Рамаях был немногословен, он ценил силу каждого слова, осознавая, кому из учеников и в какой момент давать духовные наставления. Его слова были поистине драгоценностями. Как ни странно, Йоги Рамаях говорил на духовные темы достаточно редко, но каждый раз сказанное им имело огромную преображающую силу. Можно было целыми неделями находиться рядом с ним, но лишь иногда он мог, почувствовав необходимость, дать бесценные наставления по практикам медитации, прокомментировать древние тексты или ответить на духовные вопросы.
Однажды мы шли по небольшому южноиндийскому городку Карикуди, небо было затянуто грозовыми тучами, вдруг прогремел раскатистый гром, сверкнула ослепительно-яркая молния, начался сильнейший ливень. Рядом была автомастерская, принадлежавшая одному из учеников Йоги Рамаяха. Спасаясь от дождя, мы быстро вошли в двухэтажное здание.
Раньше я никогда не был в этом месте, поэтому, оказавшись под крышей, внимательно огляделся вокруг. В помещении стоял сильный запах бензина и ещё каких-то химикатов, повсюду были аккуратно разложены детали двигателей и большие колеса, это была мастерская по починке тракторов.
Хозяин мастерской почтительно поклонился Йоги Рамаяху, он был счастлив, потому что непогода привела в его мастерскую столь дорогого гостя. Нас проводили на второй этаж и усадили на подстилках прямо на полу. Запах был кошмарный, вдобавок было достаточно зябко.
Постепенно темнело, дождь усиливался, жуткий сквозняк продувал помещение. Йоги Рамаях расслабился и удобно устроился на полу, по его внешности я тут же понял, что мы пришли сюда надолго.
«Какой ужас», – подумал я. Перспектива провести в этом вонючем помещении долгое время вызывала во мне уныние, но делать было нечего. Оглянувшись вокруг, я увидел старенький плед, лежащий в углу. Приготовившись мёрзнуть долгим и прохладным дождливым вечером, я укутался.
В комнату вошёл хозяин мастерской. Сев рядом с Йоги Рамаяхом, он на тамильском языке начал оживлённо и радостно что-то рассказывать. Было трудно выдержать едкий химический запах и промозглую холодную погоду. Чтобы хоть как-то отвлечься, я попытался сконцентрироваться на практике мантры.
Спустя час хозяин мастерской попрощался с Йоги Рамаяхом и вышел из комнаты. Мы остались одни, возникла долгая пауза, я молча и безразлично ждал следующих указаний, потому что к тому моменту окончательно замёрз и перестал бороться с сильными запахами мастерской.
В соответствии с древними традициями крийя-йоги и тантры ученик не имеет право открыть рот и заявить о том, что ему холодно или некомфортно. Если учитель считал нужным переждать дождь именно в этом странном помещении, ученик должен молча сидеть и ждать следующих указаний.
Йоги Рамаях сидел, погружённый в размышления, за окном шумел ливень и ветер, погода разбушевалась. В этой ситуации я ожидал всего чего угодно, кроме разговора на темы о медитации. Йоги Рамаях внимательно посмотрел на меня и неожиданно начал давать духовные наставления.
Я тут же вспомнил, как всего несколько часов назад мы посетили прекрасный парк, принадлежавший старшему брату Рамаяха. «Как было бы здорово поговорить про философию веданты именно там, ну что за странный человек?» – пронеслось в моей голове, и я из последних сил сконцентрировался на мягком бархатистом голосе Йоги Рамаяха.
«Наиболее важный вопрос человеческого бытия – это кто есть „я“? Люди задают этот глубочайший вопрос тысячелетиями, но он всё равно остаётся актуальным. Зачем вновь и вновь задавать столь странный вопрос? Дело в том, что каждый должен самостоятельно открыть истину об изначальной высшей реальности своей души. Ответ на вопрос о природе своего „я“ можно обрести только в глубинах медитации. Ответ обретается как мистическое переживание и прозрение. То, что написано в древних философских текстах, может значительно помочь правильно выстроить вектор духовного исследования, но окончательное прозрение происходит только в медитации».
Я слушал слова Йоги Рамаяха, которые по своему формальному содержанию были достаточно очевидными и хорошо мне знакомыми. К тому времени я уже прочитал много современных книг по эзотерике и древних философских текстов, где достаточно подробно говорилось о процессе самоисследования.
В отличие от сухого языка книг в голосе Йоги Рамаяха была колоссальная сила. Его слова мягко входили в мой внутренний мир, таинственно преображая сознание. Рамаях продолжал свой монолог, как будто разговаривая с самим собой, его глаза были закрыты, казалось, что он черпает знания и мудрость из какого-то таинственного источника.
«Ты временно живёшь в этом физическом теле и временно используешь это имя. Живя на этой замечательной Земле, ты проходишь путь духовной эволюции. Единственное, что ты привнёс с собой в эту жизнь, – это духовный опыт из прошлых жизней, и единственное, что ты унесёшь с собой в следующую жизнь, – это духовный опыт, полученный в этой жизни. Поэтому Иисус говорил о том, что нужно накапливать сокровища на небесах, потому что вор не сможет их похитить и тля не сможет их поглотить. Подлинное сокровище – это то, что всегда с тобой, это то, что невозможно украсть или потерять. Подлинное сокровище – это твой духовный опыт. Твой опыт всегда твой, всё остальное ты не сможешь взять с собой в следующую жизнь».
Мы продолжали прятаться от дождя в автомастерской, принадлежащей одному из учеников Йоги Рамаяха. Постепенно я перестал замечать холод и мерзкий запах, я закрыл глаза и продолжал внимательно слушать. Моё сконцентрированное внимание превратилось в глубокое расслабление.
Йоги Рамаях продолжал: «Кто есть я? Существует много вариантов ответа на этот фундаментальный вопрос. Кто-то говорит, что „я“ – это душа, сотворённая Богом, а кто-то утверждает, что „я“ – это и есть сам Бог. Как же сделать выбор между человеческой и божественной природой своего „я“? Как понять, кем на самом деле является это таинственное „я“? Не нужно делать выбор между человеческой природой и природой божественной. Нужно расслабиться и принять себя полностью. Часть не может существовать без целого, но и целое не может обойтись без части. В христианской гностике описывается человеческая и божественная природа Иисуса Христа. Имя Иисуса Христа состоит из двух частей: «Иисус» и «Христос». Иисус символизирует человеческую природу, а Христос – божественную. Две природы являются атрибутами не только исторического Иисуса Христа, но каждого человека. Совершенно каждый одновременно несёт в себе природу божественного сознания Христа и человеческую природу Иисуса».
Я продолжал слушать мелодичный голос Йоги Рамаяха, было интересно и необычно слушать от индийского йога глубокие наставления по философскому наследию изначального христианства. Йоги Рамаях обладал глубокими знаниями по истории раннего христианства, философии и практикам гностики. Прожив много лет в США, он детально изучал первые века развития христианской традиции. На эти исследования его натолкнули сведения о том, что Иисус Христос изучал философию и медитацию в Индии, а ранние христиане практиковали медитацию и обладали глубокими познаниями в духовных практиках.
Помолчав, Йоги Рамаях продолжил: «В ведической философии учение о единстве двойственности называется Нара-Нараяна. Нара означает человеческую природу, а Нараяна символизирует божественную природу. Каждый одновременно несёт в себе целое и часть, индивидуальное и абсолютное, человеческое и божественное».
Дождь ритмично стучал по крыше. Как странно, что раньше я не замечал этого звука, наверное, меня слишком измучили холод и сырость. Капли стучали по крыше всё медленнее, было ясно, что дождь затихает. Голос Йоги Рамаяха звучал как будто откуда-то издалека.
«Человек поистине счастлив, когда он осознал своё предназначение в жизни. Конечно, осознать мало, важно выстраивать обстоятельства своей жизни таким образом, чтобы действительно воплотить задуманное. Бог находится в процессе бесконечного творчества. Человек, являясь подобием Бога, также находится в процессе вечного творчества. Чем более высокие осознания и божественные прозрения происходят в человеке на духовном пути, тем в большей степени он раскрывает в себе качество и потенциалы божественного творца. Желания и стремления бывают разные, нужно иметь силу различения и понимать, что только удовлетворение благих желаний и целей ведёт к благим результатам. В человеке изначально заложено много благих желаний, например желание воплотить свои таланты и творческие идеи, стремление самопознания, саморазвития, самосовершенствования, цели познания окружающего мира, желание помогать и заботиться о других людях и многое другое. Бороться с подобными желаниями означает бороться со своей божественной природо. Когда возникают желания сделать что-то благое, достичь чего-то значимого, это означает, что ты должен познать нечто существенное и получить важные опыты. Желания являются одной из движущих сил божественной эволюции, вне желания невозможно даже начать практику медитации. Если ты отказываешься от удовлетворения правильных и естественных желаний, это означает, что ты останавливаешься в своём развитии».
Йоги Рамаях сильно отличался от большинства гуру, которые почитали за праведность вбить кол между духовным поиском и стремлением к простому человеческому счастью. Его проповеди иногда вызывали удивление и раздражение у тех, кто воспринимал жизнь в жёсткой двойственности, когда реализация материальных и социальных целей ошибочно воспринимается как антипод медитации и духовного саморазвития. Йоги Рамаях продолжил говорить, его голос был мелодичным, тихим и убедительным.
«Желание иметь счастливую семью – это важное и естественное стремление человека, в конечном итоге именно Бог создал семью. Праведные люди заботятся о своих родителях и детях. Какой смысл бороться с желанием заботиться о детях и родителях? Всё это божественные и естественные желания, которые являются важной основой праведности.
Ты хочешь быть финансово благополучным – это естественное и прекрасное желание. Деньги являются одним из видов божественной энергии. Деньги – это мерило, с помощью которого происходит обмен товарами в человеческом обществе. Конечно, невозможно измерить деньгами дружбу и преданность, любовь и сострадание. Однако если ты оказываешь полезные услуги или продаёшь высококачественный продукт, то, естественно, твоя услуга должна оцениваться хорошими деньгами. Деньги не делают людей счастливыми, но финансовое изобилие даёт много возможностей для качественной жизни, а также для интеллектуального саморазвития. Вы проходите обучение, изучаете литературу, за всё это нужно заплатить, потому что этим вы также выказываете уважение к людям, которые написали и издали замечательные книги и доносят до вас бесценные знания с помощью семинаров, книг и видеоматериалов. Если люди перестанут платить за образование, человечество погрузится во тьму невежества.
Совершенно естественно, что люди хотят жить в здоровом физическом теле, это позволяет в гораздо большей степени сконцентрироваться на духовном пути. Больное и ослабленное тело сильно привязывает к постоянным мыслям об исцелении. Поэтому, если хочешь больше размышлять о вечном, нужно заботиться о физическом теле, для того чтобы оно не мешало медитации. Если у тебя больное тело, большая часть мыслей и времени будут сосредоточены на том, как бы исцелиться.
Божественная самореализация не ведёт к апатии и потере мотивации. От чего ты можешь отрекаться, если вся Вселенная является проявлением Богини-матери? Важно осознавать иллюзию как иллюзию и находиться в постоянной осознанности. Осознание своей божественной природы ведёт к пониманию того, что проявленная Вселенная – это пространство бесконечного развития, мир разнообразия и творчества. Вселенная является проявлением энергии Бога, которая находится в процессе постоянного творения и заботы о каждом своём ребёнке».
Йоги Рамаях приоткрыл глаза и, немного помолчав, сказал: «В начале духовного пути человек стремится к уединению и даже отрицанию социальной суеты. Наверное, это правильно – на время уединиться куда-нибудь подальше от суеты больших городов. На первых ступенях духовной практики жизнь воспринимается разделённой на две части: одна духовная и чистая, а другая социальная и грязная. Со временем человек начинает воспринимать всё в единстве, ибо всё есть игра сознания и энергии».
Йоги Рамаях немного улыбнулся, а затем продолжил: «Освободись от привязанностей и в этом освобождении делай своё дело. Свободен тот, кто свободно мыслит, свобода – это состояние твоего сознания. Свободен тот, кто свободен от привязанностей к материальным богатствам, независим от похвалы и критики окружающих, а на более высоком уровне свободен от привязанности к духовным знаниям.
Любой результат твоих действий принадлежит только Богу, а ты в награду получаешь самое главное – покой. Что бы ни происходило в твоей жизни, воспринимай это как опыт, благодаря которому ты учишься, и будь благодарен за всё, что происходит в твоей жизни, потому что благодарность – это завершённость».
Йоги Рамаях задумался, как будто прислушиваясь к внутреннему голосу. «Ну что же, – сказал он тихим голосом, оглянувшись вокруг, – становится поздно, нам пора».
Ливень к тому времени уже прекратился, мы вышли на улицу и медленно отправились домой в ашрам. Была глубокая ночь, мы молча шли по пустынной улице, с трудом пробираясь по колено в воде. Добравшись до ашрама, я заварил горячий чай, тучи рассеивались, появилась луна и звёзды.
Возникает вопрос: насколько точно я привожу слова Йоги Рамаяха? Возможно ли слово в слово передать его глубокие рассуждения? Неужели у меня настолько хорошая память, что спустя несколько лет я в состоянии столь подробно передать его наставления?
Память у меня действительно хорошая. Некоторые фразы я привожу абсолютно точно, слово в слово, потому что Йоги Рамаях повторял их многократно в разных ситуациях, считая их важными и основополагающими. Конечно, часть его слов я привожу в свободном пересказе, стараясь максимально близко передать смысл.
В этой книге я часто описываю мои беседы с Йоги Рамаяхом, прежде всего для того, чтобы показать уникальный стиль его общения с учениками. Учитель глубоко и точно чувствовал подходящий момент и начинал свой рассказ о важнейших духовных темах, невзирая ни на какие обстоятельства. Как только Йоги Рамаях чувствовал, что ученик готов услышать слова истины, он начинал говорить. Выбор был всегда за ним, можно было неделями просить его ответить на какой-то важный вопрос или месяцами ждать пояснения по практикам медитации, но он как будто не замечал человека и, казалось, игнорировал. Как только Йоги Рамаях чувствовал драгоценный момент нисхождения божественного потока и готовность ученика, он вдруг начинал говорить. Такие уникальные моменты нужно было с благоговением ловить и быть готовым внимать каждому его слову, потому что следующий шанс услышать нечто важное и ценное мог настать не скоро.
Каждый раз его лекции или ответы на вопросы начинались совершенно спонтанно, заранее запланированных лекций было крайне мало, хотя иногда они всё же происходили. Порой Йоги Рамаях мог начать говорить о практиках крийя-йоги, когда мы расслабленно сидели в ашраме или в его кабинете. Иногда он изливал удивительные потоки мудрости о природе души или процессе реинкарнации во время наших прогулок по фруктовому базару, когда я, нагруженный авоськами, уставший, плёлся за ним.
Однажды Йоги Рамаях дал мне задание пересчитать целый чемодан наличных денег, которые ему принёс один из партнеров по бизнесу. Я уселся на полу прямо перед открытым чемоданом денег и приготовился считать. Вдруг Йоги Рамаях внимательно посмотрел на меня и начал рассказывать важные сведения по практикам крийя-йоги.
В тот момент это казалось мне полным безумием. Йоги Рамаях был непредсказуем, для него вся жизнь была единым процессом духовного пути, в котором единственно важными была осознанность и божественное прозрение.