Большую часть времени Йоги Рамаях жил в своей родной деревне, иногда он отправлялся в паломничество по древним храмам Индии. Однажды мы поехали на самый юг Индии, в город Рамешварам, на границе со Шри-Ланкой. В этой местности находится один из двенадцати наиболее почитаемых храмовых комплексов бога Шивы. Храм настолько большой, что, когда входишь в него, возникает впечатление, что находишься внутри целого города.
Недалеко от главного храма на берегу океана есть набережная, толпы паломников, приехавших из разных частей Индии, совершают там омовения в тёплых водах океана.
Приехав в Рамешварам, мы поселились в комфортабельной гостинице на берегу, каждый день посещали главный храм Шивы и практиковали медитацию и мантры.
Недалеко от набережной Йоги Рамаях обнаружил старинный заброшенный храм, мы стали приходить туда каждый день. Это был маленький каменный храм с красивой резьбой по камню. Йоги Рамаях подолгу медитировал у входа в полуразрушенное здание. Я чувствовал, что это какое-то особенное место, но не решался спросить, в чём уникальность этого старинного храма. В этом священном месте весьма давно не совершались регулярные богослужения. Обычно мы располагались у самого входа и практиковали мантры.
Старый брахман, индуистский священнослужитель, который в прежние годы служил в храме, увидев Йоги Рамаяха с учениками, медленно подходил для того, чтобы поприветствовать нас. Священнослужителю было приятно, что мы практиковали мантры на этом месте, изредка он мог совершить для нас короткую пуджу, традиционный ведический ритуал. В центре алтаря находилась каменная статуя мудреца Агастии, одного из бессмертных йогов.
С каждым днём Йоги Рамаях становился более молчаливым, предпочитая общаться со мной жестами. Даже когда он сидел с открытыми глазами, было ясно, что он погружён в глубокое созерцание.
Обычно я всегда неотступно следовал за ним, однако постепенно Йоги Рамаях начал оставлять меня в гостинице, а сам уходил на целый день в неизвестном направлении. Его поведение было странным и необычным. Я решил просто ждать, надеясь, что рано или поздно всё прояснится.
Через несколько дней Йоги Рамаях решил рассказать мне о том, что происходит. То, что я услышал, потрясло меня. Мы сидели у побережья океана, лёгкий звук прибоя убаюкивал. Йоги Рамаях повернулся ко мне и серьёзным тоном сообщил, что за последние несколько дней он несколько раз встречался с Махаватаром Бабаджи.
Я онемел от восторга, ведь сам Бабаджи постоянно находился где-то совсем рядом. Голос Йоги Рамаяха был спокойным и серьёзным. Услышав его слова, я ждал рассказ про Махаватара Бабаджи и о том, в чём была причина его появлений.
Йоги Рамаях сказал, что Махаватар Бабаджи дал ему указание восстановить заброшенный храм, рядом с которым мы каждый день практиковали. От волнения я не знал, как выразить свои чувства, мне хотелось поскорее спросить Йоги Рамаяха об истории этого маленького храма.
Заметив мою взволнованность, Йоги Рамаях слегка улыбнулся. После короткой паузы он поведал, что именно на этом месте в древности Махаватар Бабаджи давал наставления своим великим ученикам, среди которых были Агастия, Горакхнатх, Нагарадж Бабаджи и Патанджали. Йоги Рамаях также сообщил, что в прошлых жизнях он сам несколько раз получал духовные наставления от Махаватара Бабаджи именно на этом месте. Это и была та самая причина, почему Махаватар Бабаджи поручил Йоги Рамаяху восстановить заброшенный храм.
Йоги Рамаях оплатил местной строительной фирме восстановление храма. Он сам лично следил за восстановительными работами. Мы прожили в этой местности ещё около месяца. Йоги Рамаях каждый день приходил к древнему храму, молча садился на раскладной стульчик и наблюдал за ходом реконструкции.
Спустя неделю после начала реставрации древнего храма Йоги Рамаях подозвал меня и сообщил, что мне предстоит немедленно поехать в его ашрам, который находился на расстоянии двух сотен километров.
Не дожидаясь моих вопросов, он сказал, что я должен поехать в ашрам для того, чтобы привести особый каменный шивалингам, который хранился в одной из многочисленных кладовых ашрама. Я привык к спонтанности Йоги Рамаяха, но на этот раз его указание было слишком необычным и непонятным.
По ходу нашего разговора я понял, что Йоги Рамаях не был уверен, где именно хранится шивалингам. Он приказал мне посмотреть вначале в кладовой, которая находилась прямо за его спальней, и если там его не окажется, то поискать на чердаке. Было ясно, что есть шанс, что и на чердаке шивалингам может отсутствовать.
Задача была в том, чтобы перерыть весь ашрам, но найти шивалингам. Я живо представил себе, что, скорее всего, предстоит большая и нудная работа. По взгляду Йоги Рамаяха мне было понятно, что вернуться с пустыми руками было бы невозможно.
Осторожно я попытался поинтересоваться, что мне делать, если я вовсе не найду шивалингам. Это была середина 1990-х годов, эпоха, когда не были распространены мобильные телефоны и Интернет. Это означало, что не было никакой возможности связаться с Йоги Рамаяхом, если мне не удастся отыскать шивалингам. Если я смогу обнаружить шивалингам, мне нужно будет вести этот тяжеленный каменный предмет на обычном рейсовом автобусе дистанцию в пару сотен километров.
«Должно быть, я полный безумец, зачем я связался с этим сумасшедшим стариканом», – раздосадованно подумал я. Понимая всю сложность задания, я осторожно поинтересовался: может, проще будет заказать или купить шивалингам здесь? Рамешварам – это один из крупнейших паломнических центров юга Индии. Приобрести шивалингам в одной из местных лавок было достаточно простой задачей.
Как только я задал этот очевидный вопрос, Йоги Рамаях сморщился от недовольства, а затем резко закричал на меня, причитая о том, что я бесстыдный наглец и безнадежный лентяй. Он качал головой и тоскливо стонал о том, что это, должно быть, его наказание общаться с таким никчёмным учеником, как я.
Немного успокоившись, Йоги Рамаях устало и печально опустил голову. Несмотря в мою сторону, он тихо сказал, что это была воля самого Махаватара Бабаджи, что именно тот самый шивалингам, который хранится у него в кладовой, должен быть установлен в древнем храме после его восстановления. Последними словами Йоги Рамаяха перед моим отъездом были: «Возвращайся с шивалингамом быстрее, не заставляй меня ждать».
Меня прошибла мощная энергетическая волна, в мгновение я осознал, что по божественному промыслу стал участником удивительных событий. Чувствовалось незримое присутствие Махаватара Бабаджи, который через Йоги Рамаяха отправлял меня в поездку за таинственным шивалингамом.
Конечно, мне хотелось узнать, почему Махаватар Бабаджи указал Йоги Рамаяху на необходимость установления в этом уникальном храме именно того самого шивалингама. В порыве волнения и радости я не спросил историю таинственного шивалингама, о чём впоследствии сильно пожалел.
Спустя три дня без всяких приключений я вернулся обратно в Рамешварам, где меня ждал Йоги Рамаях. У меня за спиной был большой и тяжеленный рюкзак, в котором аккуратно был упакован каменный шивалингам, который мне удалось обнаружить на чердаке нашего ашрама.
Эти поразительные события произошли в середине 90-х годов, это было моё второе паломничество в священный Рамешварам. Первый раз мы побывали в священном городе с Йоги Рамаяхом за год до этих удивительных событий.
Следующее моё путешествие в эти места произошло спустя 25 лет, к тому моменту Йоги Рамаях уже покинул этот мир. Я бродил по улицам, пытаясь узнать места, которые были овеяны памятью о моём учителе. В главном храме я посетил памятные для меня места, в которых мы практиковали вместе с Йоги Рамаяхом.
Особо важно для меня было вновь оказаться на том самом месте, где в стародавние времена мудрец Патанджали обрёл высшее просветление, шива-сварупа-самадхи. Это величайшее священное место для всех йогов находится внутри гигантского храмового комплекса Рамешварама. Именно на этом месте Йоги Рамаях инициировал меня в таинство крийя-йоги и биджа-мантр.
Естественно, я пытался найти тот самый храм, который был отреставрирован Йоги Рамаяхом. Я бродил по улицам, жаркое южноиндийское солнце нещадно полило. Улицы были пусты, и только я настойчиво ходил по лабиринтам переулков в поисках древнего храма.
Каково было моё счастье обнаружить хорошо знакомый для меня маленький древний храм мудреца Агастии, где Йоги Рамаях установил тот самый священный шивалингам! По всему чувствовалось, что новый священнослужитель хорошо заботился о содержании храма, стены и ворота были красиво расписаны.
Было удивительно вновь сидеть в этом уединённом месте, вспоминая, как когда-то мы проводили тут счастливые часы вместе с учителем. Меня посещали видения и воспоминания, в моём внутреннем взоре появлялись картинки прошлого, когда я получал наставления по практикам медитации крийя-йоги и биджа-мантрам от Йоги Рамаяха в тени дерева, растущего сбоку храма.
Присмотревшись к алтарю, я увидел, что там находилась всё та же каменная статуя мудреца Агастии, однако шивалингама там не было. С удивлением и волнением я попытался узнать, что произошло с шивалингамом. Священнослужитель, добродушный толстяк, ничего не знал – ни про историю восстановления храма, ни про чудесный шивалингам.
Йоги Рамаяху посчастливилось обучаться под руководством не только Махаватара Бабаджи, но и нескольких других высших йогов. Не только Бабаджи находится на высочайшем уровне шива-сварупа-самадхи, есть целый ряд великих йогов, которые также обрели великое совершенство. Далее в этой главе мы будем рассматривать нескольких Бабаджи, пытаясь разобраться в том, являются ли эти многочисленные Бабаджи разными йогами или же одной личностью, которая проявляется под разными именами.
Многие эпохи мифы и легенды о Бабаджи создавались в Гималаях. Лишь только некоторые могли непосредственно встретиться с таинственным учителем, именно поэтому реальные сведения переплетались с домыслами и фантазиями. Даже те, кто могли непосредственно пообщаться с Бабаджи, чаще всего не имели возможности узнать достоверные подробности о его жизни. Были случаи, когда сам Бабаджи мог сообщать разным ученикам порой противоречивые сведения о самом себе.
Мы привыкли, что каждый человек имеет какое-то вполне определённое имя, однако это неприменимо к Бабаджи, которого в разные эпохи и в разных традициях называли по-разному: Махаватар Бабаджи, Шива Бабаджи, Трамбак Бабаджи, Соманатх Бабаджи, Адинатх Бабаджи, Махарадж Бабаджи, Махамуни Бабаджи, Крия Бабаджи, а некоторые также называют его Горакхнатх Бабаджи, Нагарадж Бабаджи, Хайдакхан Бабаджи.
Некоторые легенды повествуют о том, что все эти имена указывают на одного учителя, однако другие легенды говорят о том, что за различными именами скрываются разные йоги. Рассматривая биографии высших йогов, следует быть осторожными, осознавая трудность самой темы.
По сути, не столь важны фактические подробности о жизни Бабаджи, более существенно осознать суть его духовного послания. То, что на самом деле важно, – это практика медитации, а не бесконечные дискуссии об исторических фактах и подробностях жизненного пути Бабаджи.
Про Махаватара Бабаджи мир узнал в середине XX века, когда вышла знаменитая книга Парамахамсы Йогананды – «Автобиография йога», в которой он впервые открыл человечеству тайну существования Махаватара Бабаджи.
Сейчас мы не можем себе представить духовные и эзотерические традиции без этого величайшего учителя человечества. Однако до публикации «Автобиографии йога» в 1946 году сведения про Махаватара Бабаджи были сокрыты от людей. Только лишь узкий круг продвинутых йогов знал о его существовании.
Основная версия появления Махаватара Бабаджи заключается в том, что он материализовал своё совершенное тело из вспышки света на горе Кайлас, в Тибете. Он никогда не был рождён в обычном смысле этого слова. Этот факт не отрицает возможность того, что он мог создать ещё несколько тел, которые выполняют различные аспекты его духовной миссии.
Кто такой Горакхнатх Бабаджи? В каком-то смысле это ещё один бессмертный гималайский йог, однако в каком-то смысле это ещё одно тело, материализованное Махаватаром Бабаджи. Именно поэтому некоторые утверждают, что эти два имени обозначают одного и того же Бабаджи, однако другие говорят о том, что это два разных учителя.
Горакхнатх Бабаджи был всегда известен среди гималайских йогов. Веками в Индии и Непале существовали эзотерические школы, в которых открыто говорили о том, что их учителем является таинственный гималайский учитель по имени Горакхнатх Бабаджи.
В особенности Горакхнатха почитают в Непале, истории о его путешествиях по Индии сохраняются как легенды буквально в каждой части этой удивительной страны. На протяжении многих веков он давал духовные наставления своим ученикам, среди которых в том числе были цари Непала.
Когда родился Горакхнатх? Что мы знаем о его жизни и духовном пути? Существует несколько легенд о рождении Горакхнатха. Один из учеников Махаватара Бабаджи, которого зовут Матсендранатх, попросил своего великого учителя о том, чтобы у него появился выдающийся ученик, такой же великий, как сам Махаватар Бабаджи.
Услышав столь странную и необычную просьбу Матсендранатха, усмехнувшись, Махаватар Бабаджи сказал, что ему самому придётся создать ещё одно тело для того, чтобы стать учеником Матсендранатха.
Давайте ещё раз проанализируем эту историю. Матсендранатх хотел, чтобы у него был совершенный ученик, такой же, как сам Махаватар Бабаджи. Однако это невозможно, потому что нет и не может быть равного Махаватару Бабаджи. Именно поэтому Махаватар Бабаджи вынужден был воплотиться как Горакхнатх, то есть создать ещё одно тело, которое мы называем Горакхнатх. Как такое может быть? Как это вообще можно понять?
Точная дата рождения и детали его жизни остаются великим таинством, можно смело предполагать, что Горакхнатх живёт на Земле уже многие тысячелетия. Он обучался под руководством сразу двух выдающихся учителей, Махаватара Бабаджи и Матсендранатха.
Горакхнатх Бабаджи был тем учителем, который многие тысячелетия обучал узкий круг продвинутых учеников практикам крийя-йоги, хатха-йоги, мантра-йоги и многим другим направлениям йоги. Его ученики основывали эзотерические школы в различных частях Индии и Непала, информация о нём всегда была в открытом доступе среди духовных искателей Востока.
Существуют различные предположения о возрасте Горакхнатха Бабаджи: от нескольких тысяч лет до нескольких сотен тысяч лет. Впрочем, какая разница, зачем дискутировать о возрасте бессмертного йога?
В разных частях Индии существует множество древних храмов и ашрамов, посвящённых традиции Горакхнатха Бабаджи. Есть несколько текстов, авторство которых приписывается Горакхнатху Бабаджи. Эти тексты обычно датируются XII или XIV веком н. э., поэтому можно встретить ошибочную версию о том, что он якобы жил именно в этот период.
Много авторов ассоциируют имя Горакхнатха лишь с традицией хатха-йоги. Естественно, подобная точка зрения весьма далека от действительности, ибо он является выдающимся мастером многих направлений йоги.
Более серьёзные исследования показывают, что он является настолько значительной личностью, что его персональная практика и проповедническая деятельность выходят за рамки индуизма, затрагивая буддизм и сикхизм.
Однажды я спросил Йоги Рамаяха: «Почему Горакхнатх Бабаджи был всегда известен, в то время как многие эпохи Махаватар Бабаджи был тайным духовным наставником человечества? Некоторые считают, что это два разных учителя, а другие утверждают, что это два имени одного и того же Бабаджи. Как разобраться в этой ситуации, какое мнение является истинным?»
По своему обыкновению, Йоги Рамаях внимательно выслушал мой вопрос, многозначительно покачал головой и продолжил разбирать какие-то документы, связанные со строительством нового здания на территории медицинского колледжа. По его реакции я понял, что есть шанс рано или поздно получить ответ.
Спустя пару дней мы сидели в офисе медицинского колледжа и ждали юриста, который сильно опаздывал. К тому моменту я уже успел совершенно забыть вопрос, заданный пару дней назад. Йоги Рамаях повернулся ко мне и серьёзным тоном сказал: «Пришло время, человечество уже духовно готово, и поэтому Махаватар Бабаджи открыл себя миру в своей изначальной форме, как минимум он позволил людям хотя бы узнать о том, что он вообще существует. В предыдущие эпохи роль наставника для практикующих высшие направления йоги выполняли несколько его выдающихся учеников, а иногда он сам мог проявляться в разных формах и под разными именами».
Давайте продолжим размышлять об увлекательных и сложнейших вопросах о жизни и миссии высших йогов. Ещё одного бессмертного йога зовут Нагарадж Бабаджи, его имя означает «святой отец, который является царём змей». Змея в практике йоги символизирует кундалини, мистическую энергию, находящуюся в позвоночнике каждого человека.
Вновь возникает сложный вопрос об идентичности и тождественности Махаватара Бабаджи и Нагараджа Бабаджи. Итак, это два разных учителя или один и тот же, появившийся в разные эпохи под разными именами?
Нагарадж Бабаджи родился на самом юге Индии в начале III века, предполагается, в 203 году. Он обучался под руководством двух учеников Махаватара Бабаджи, Агастии и Боганатара. По легенде, Нагарадж несколько месяцев практиковал медитацию крийя-йоги и обрёл высшее просветление, шива-сварупа-самадхи.
У нас гораздо больше информации о его жизни и духовном пути, чем о пути многих других махатм. Он родился в семье индуистских священнослужителей недалеко от храма Чидамбарам, на самом юге Индии. Чидамбарам знаменит как самый большой храм, посвящённый «танцующему богу Шиве».
Известно, что мальчиком Нагарадж путешествовал на север Индии в священный город Варанаси, где пытался найти себе духовного наставника. Вернувшись на юг Индии, он отправился на поиски легендарного Агастии. Вначале мудрец отказал Нагараджу в том, чтобы принять его в ученики, тогда молодой человек решил сесть под дерево, не спать и не принимать пищу до того момента, пока Агастия не согласится его обучать.
Решимость Нагараджа была столь велика, что он готов был умереть, ибо жизнь казалась ему бессмысленной в том случае, если Агастия не даст ему наставления по практикам медитации. Наконец Агастия, увидев упорство и серьёзность намерения молодого человека, согласился принять его в качестве ученика.
Нагарадж Бабаджи прошёл обучение техникам медитации крийя-йоги и биджа-мантрам и в результате глубокой практики обрёл шива-сварупа-самадхи. Удивительным фактом является то, что его практика длилась всего несколько месяцев.
Возникает вопрос: как всего за несколько месяцев полностью пройти духовный путь? По легенде, Нагарадж Бабаджи был не обычным человеком, а воплощением бога Сканды. Именно поэтому он смог достичь совершенной самореализации всего за несколько месяцев практики медитации крийя-йоги и биджа-мантр.
Проходя долгое обучение в Гималаях, Йоги Рамаяху посчастливилось лично и непосредственно повстречать сразу несколько йогов, которые обрели высшее совершенство. Именно поэтому Йоги Рамаях был бесценным источником достоверной информации о Бабаджи и других учителях.
Йоги Рамаях мог сообщать какую-то часть информации в ясном и понятном стиле, однако порой давал более философские ответы, которые предполагали многовариантность интерпретации. Человеческий ум требует однозначных и рациональных ответов, в то время как сама жизнь порой бывает парадоксальна и намного более многогранна, чем мы готовы принять. Человеческий ум стремится к логической ясности, рациональный ум хочет получить однозначные ответы, любая парадоксальность лишь запутывает. Йоги Рамаях постоянно настраивал учеников на то, что самое важное – это не пытаться логически и рационально понять то, что за пределами человеческого разума, а регулярно практиковать медитацию и познать божественную природу души.
Иногда я ловил себя на ощущении, сколь сильно повезло мне близко общаться с Йоги Рамаяхом, который был, на первый взгляд, странным человеком с непредсказуемым поведением, божественным безумцем. Он являлся для меня источником величайших знаний и методов практики самопознания. Йоги Рамаях был для меня связующим звеном с традицией махатм.