1.23. Пустая гробница мудреца Патанджали


В Йога-сутрах мудрец Патанджали говорил, что йога – это «остановка потока мыслей», эту фразу можно также перевести с санскрита как «остановка внутреннего диалога».

После достижения этого состояния йог обретает блаженство. Если человек не обрёл внутренний покой, потоки беспокойных мыслей затмевают сознание и порождают вселенную разнообразных форм и многообразия, которое находится в постоянной борьбе и страданиях.

Йога-сутры – удивительный текст, весьма сложный по своему содержанию и стилю изложения. Предполагается, что мудрец Патанджали жил в I веке н. э., однако это только гипотезы: по некоторым данным, он жил за три тысячи лет до новой эры.

Мне посчастливилось вместе с Йоги Рамаяхом несколько раз побывать в старинном городе Рамешварам, где в глубокой древности Патанджали обрёл высшее просветление.

Рамешварам расположен на самом юге Индии, на берегу океана, это благословенное место красивейшей природы. В центре города находится один из крупнейших в мире действующих храмов бога Шивы. В самом углу храмового комплекса есть маленький алтарь, на котором установлена статуя танцующего Шивы. Это и есть то самое священное место, где мудрец Патанджали обрёл шива-сварупа-самадхи.

Когда я впервые подошёл к этому пустынному месту, то мгновенно почувствовал священную вибрацию, которая наполнила мой внутренний мир несказанной радостью. Произошла остановка внутреннего диалога, мысли исчезли сами собой.

Я приезжал в Рамешварам с Йоги Рамаяхом пару раз. Ежедневно мы приходили в большой храм. Посетив главную часть храмового комплекса, мы отправлялись в уединённое священное место, где Патанджали обрёл высшую самореализацию.

Йоги Рамаях приходил в это удивительное место, усаживался на полу, закрывал глаза и входил в долгую медитацию. Он мгновенно преображался, я всматривался в черты его лица, ощущая, что он находится в высоких божественных состояниях. Мне не хотелось закрывать глаза, я сидел и жадно смотрел в его лицо, на котором запечатлелось абсолютное блаженство, гармония и совершенный покой. После завершения долгой медитации Йоги Рамаях открывал глаза и ещё некоторое время продолжал созерцание с открытыми глазами.

Однажды мне захотелось задать Йоги Рамаяху несколько вопросов об этом удивительном месте. «Почему тут столь мало людей, ведь Патанджали всемирно известен среди практикующих йогу? Иногда это место называют гробницей Патанджали. Если это гробница, где именно находится тело? Мы знаем, что он физически бессмертен, обрёл шива-сварупа-самадхи. Если Патанджали физически бессмертный, то почему люди иногда называют это место его гробницей? Патанджали является бессмертным йогом, который живёт в золотом теле. Если это так, то как это может быть гробница бессмертного? Есть ли сведения, когда именно родился Патанджали?»

Задав свои многочисленные вопросы, я замолк в ожидании ответа. По своему обыкновению, Йоги Рамаях внимательно выслушал тираду моих вопросов. Мы шли по улице, был жаркий закат. Не оборачиваясь в мою сторону, он начал говорить: «Большинство людей вообще не знают об этом месте. Даже если узнают, то вряд ли приедут, потому что здесь не происходят внешние чудеса. Увы, для большинства всё сводится к молитве об исцелении от болезней и достижении удачи в бизнесе. Всё это, конечно, важно, но суть духовного пути – это медитация, а это мало кому интересно».

Мы продолжали идти в сторону гостиницы, Йоги Рамаях молчал, я ждал продолжения рассказа. Дойдя до набережной, мы повернули в сторону ворот, за которыми виднелось здание отеля. Океан убаюкивал шумом мягких волн прибоя.

Йоги Рамаях продолжил: «Даже те, кто знают это священное место, называют его гробницей мудреца Патанджали. Местные священники рассказывают, что Патанджали захоронен прямо под статуей танцующего Шивы. Конечно, этого никто не проверял, но легенда передаётся из поколения в поколение. На самом деле никакого тела Патанджали там нет. Возможно, там был захоронен кто-то, но уж точно не Патанджали. Это древний храм, поэтому реальные исторические события часто переплетаются с мифами и домыслами».

Услышав эти слова, я затаил дыхание в ожидании развязки. Мы вошли в гостиницу, в то время постояльцев почти не было. Сев на диван в большом холле, Йоги Рамаях с наслаждением потянулся и, посмотрев в мою сторону, продолжил: «Патанджали описал в своём великом тексте Йога-сутр два уровня самореализации. Савикальпа-самадхи (частичное растворение индивидуального сознания в Боге) и нирвикальпа-самадхи (совершенное растворение в Боге). Однако на самом деле он сам обрёл третий уровень самореализации, о котором не стал упоминать открыто в этом тексте. Мудрец Патанджали в результате практики крийя-йоги достиг абсолютного просветления в золотом теле, шива-сварупа-самадхи».

Я практически перестал дышать, чтобы не пропустить ни слова. Меня буквально распирало от желания спросить, где сейчас находится Патанджали, встречался ли сам Йоги Рамаях с Патанджали. Йоги Рамаях получал духовные наставления от нескольких высших учителей: Махаватара Бабаджи, Горакхнатха, Агастии и Нагараджа Бабаджи. Было бы вполне логично предположить, что ему удалось увидеться и с Патанджали.

Как только эти мысли пронеслись в моей голове, Йоги Рамаях недовольно сморщился, покачал головой, быстро встал с дивана и направился в сторону своей комнаты. Я тут же понял, что нужно прекратить расспросы. К тому времени я уже привык, что Йоги Рамаях мог легко считывать мои мысли, поэтому иногда можно было просто подумать о чём-то, и он мог начать отвечать или дать понять, что спрашивать не стоит.

Много позже мне всё же удалось вернуться к этому интереснейшему разговору. Йоги Рамаях пояснил мне, что Патанджали описал в Йога-сутрах основы духовного пути, однако предпочёл явно не упоминать о некоторых аспектах духовных достижений.

На самом деле Патанджали написал как минимум три текста по йоге, из которых сохранился лишь второй, который вошёл в историю как Йога-сутры. В первом были описаны предварительные этапы практики йоги, а во втором высшие уровни просветления. Йоги Рамаях поддерживал эту версию, он считал, что если бы была возможность прочитать все три части сочинений мудреца Патанджали, то было бы совершенно другое понимание духовного пути йоги. Значит ли это, что Йога-сутры неполноценны и не раскрывают всю полноту просветления? Конечно, нет.

Йога-сутры являются удивительным текстом по теории и практике медитации. Большинство ведических текстов – это диалог между учителем и учеником. Йога-сутры написаны в формате монолога, обращения к читателю. Текст устроен так, что сам читатель начинает чувствовать непосредственное общение с Патанджали.

Йога-сутры остаются наиболее гениальным изложением пути самопознания и медитации. Внимательно изучая этот текст, можно увидеть тонкие указания на высшие уровни просветления, включая шива-сварупа-самадхи.

В своём тексте Патанджали дает ещё один вид классификации самадхи: сабиджа-самадхи и нирбиджа-самадхи. Сабиджа-самадхи означает самореализацию, в которой всё ещё остаётся кармическое семя для дальнейшего перевоплощения. Нирбиджа-самадхи означает просветление, в которой полностью исчезает кармическое семя для дальнейших воплощений в проявленном мире.

Йоги Рамаях указывал, что упоминание в тексте Йога-сутр уровня нирбиджа-самадхи и есть указание на шива-сварупа-самадхи, высшее просветление в золотом бессмертном теле.

В самом конце Йога-сутр мудрец Патанджали пишет: «Все три качества материальной природы прекращают своё существование потому, что они выполнили свою роль, нет более смысла в их существовании. Йог выходит за пределы трех качеств материальной природы».

Три качества материальной природы на санскрите называются «три гуна». Эти три качества: саттва, раджас и тамас. Вся Вселенная представляет собой комбинацию этих трех качеств.

Саттва – это позитивное мышление, доброта, совершение действий в духе служения другим людям. Раджас – это активность, направленная на достижение индивидуальных целей, проявление силы воли, состояние борьбы за достижение своих эгоистических целей и защита своих интересов. Тамас – это леность, пассивность, безволие, депрессия, апатия.

Реальный выход за пределы трех качеств материальной природы возможен, только на уровне шива-сварупа-самадхи, совершенного пробуждения человеческой природы в божественную.

Однажды Йоги Рамаях посоветовал мне практиковать медитацию на своё отражение в зеркале. Он объяснил особенности этой практики. Следуя наставлениям учителя, я приобрёл достаточно большое зеркало, в котором комфортно мог увидеть себя полностью. В ашраме я нашел укромное место, где смог установить зеркало.

Ежедневно по часу я концентрировался на своём отражении. Поначалу ничего особенного не происходило. Я выполнял специальные техники, по очереди концентрируясь на различных точках моего лица в отражении: в межбровье, центре подбородка, центре лба, левом и правом зрачке и других точках.

Постепенно всё больше в отражении начала проявляться светящаяся аура, глаза в отражении сияли ярким светом. Энергия поднималась по позвоночнику вверх на вдохе, а на выдохе опускалась по позвоночнику вниз.

Казалось, что тот, кто смотрит в зеркало, и тот, кто смотрит из зеркала, являются единым сознанием, временно разделившимся на две части для того, чтобы посмотреть на себя со стороны.

Что было более реально, физическое тело или отражение? Сказать было сложно, порой мне казалось, что я – фантазия того, кто смотрел на меня из зазеркалья. Вечность начала всё более явно смотреть на сидящего перед зеркалом. Было ощущение моего одновременного присутствия в физическом мире, в зазеркалье и ещё где-то.

Я заметил, что иногда Йоги Рамаях также практиковал подобные медитации. Набравшись смелости, я задал вопрос о том, в чём суть этой странной практики. Он рассказал, что это древняя методика. Погружаясь в созерцание своего отражения в зеркале, вы входите в глубины астрального, а затем и каузального мира. Ведическая философия утверждает, что все формы – это формы Бога, а значит, что ваша форма также божественна.

Практика медитации на своё отражение в зеркале имеет огромный терапевтический эффект, снимает многие скрытые блоки, трансформирует программы подсознания, значительно усиливает энергетику и, самое главное, позволяет глубинно погрузиться в свой внутренний мир.

Всё, что происходит в жизни, зависит от того, насколько человек любит себя и уважает свои внутренние потенциалы. Тот, кто подлинно любит и уважает себя, естественным образом проявляет эти чувства к окружающим.

Как же можно добраться до глубин своего внутреннего мира? Как можно встретиться с самим собой? Есть много способов, один из которых – это медитация на своё отражение в зеркале.

Ваше лицо – это мандала, символизирующая вашу душу. Концентрируясь на своём отражении в зеркале, вы получаете возможность проникнуть в суть своего бытия. Постепенно трансформируя своё восприятие самого себя, вы сможете трансформировать все обстоятельства жизни. Судьба человека во многом зависит от качества и гармоничности восприятия самого себя.

Йоги Рамаях помогал каждому ученику установить глубокую личностную связь с Махаватаром Бабаджи. Можно сказать, что Йоги Рамаях был для нас скорее старшим другом, чем гуру в традиционном смысле этого слова.

Подлинные учителя всегда остаются прозрачными, указывая на внутреннюю божественность каждого ученика. С точки зрения Йоги Рамаяха, высший учитель – это Бог, сияющий в духовном сердце каждого человека.

Йоги Рамаях не позволял создавать культ самого себя, хотя некоторые индийские ученики искренне пытались начать поклоняться ему как гуру. Йоги Рамаях в большинстве случаев не разрешал даже простейшие проявления почтения к себе. Он считал, что суть духовного пути – это практика медитации, а не внешнее поклонение учителю. В этом он тоже был необычным индийским гуру, среди тех, кто уделяют большое внимание внешним атрибутам почитания, забывая про медитацию.

Первые встречи Йоги Рамаяха с великим учителем происходили на юге Индии в городе Мадрас (ныне Ченнай). Как я рассказывал, Махаватар Бабаджи многократно материализовался в его доме и только спустя какое-то время Йоги Рамаях получил разрешение отправиться в Гималаи.

Далеко не все ученики Махаватара Бабаджи бывали в его гималайском ашраме, это необязательное условие близкого общения с великим учителем. Бабаджи иногда приходит к своим ученикам во сне и даёт духовные наставления, поэтому опыты мистических снов – также важный способ непосредственного общения с великим учителем.

Способность почувствовать и распознать незримое присутствие Махаватара Бабаджи в духовном сердце является самым лучшим и точным каналом прямой связи с ним. Единственным препятствием является недостаточная вера в себя и сомнение в подлинности и реальности своих интуитивных ощущений.

В общении человека и Бога нет и не может быть посредников, потому что Бог присутствует в душе каждого живого существа. Конечно, люди нуждаются в духовных наставниках, но подлинные учителя, указывая путь, сами скромно остаются в стороне. Таков был Йоги Рамаях, он неустанно нёс людям благую весть про Махаватара Бабаджи, при этом сам не требовал никакого внимания и почитания к себе лично.


Загрузка...