У одного мельника была красивая дочь; когда она повзрослела, он решил обеспечить ей будущее и подыскать хорошего мужа. «Вот явится достойный человек, попросит ее руки, за него я ее и отдам», – подумал он.
Вскоре после этого объявился жених, который казался весьма богатым, и поскольку мельник не нашел никаких поводов отклонить его предложение руки и сердца, он пообещал незнакомцу свою дочь.
Но девушке жених пришелся не по нраву – она не относилась к нему так, как подобает невесте относиться к возлюбленному, и не доверяла ему; стоило ей лишь взглянуть в его лицо или вспомнить о нем, как ее тут же охватывал ужас.
Как-то раз он сказал ей:
– Ты моя невеста, но до сих пор ни разу не пришла ко мне в дом.
Девушка ответила:
– Я не знаю, где он находится.
Жених сказал:
– Мой дом в темном лесу.
Девушка попыталась придумать отговорку и наконец сказала, что не сможет найти дорогу к его дому.
Тогда жених сказал ей:
– В воскресенье ты непременно должна ко мне прийти, я уже пригласил гостей, а чтобы ты не заблудилась, я посыплю дорожку золой.
Наступило воскресенье, и девушке пора было отправляться в дом к жениху, но на нее вдруг напал необъяснимый страх. Тогда набила она карманы горохом и чечевицей и решила по пути бросать их на землю, чтобы легче было отыскать обратную дорогу. На опушке леса девушка действительно обнаружила рассыпанную золу и последовала по ней, но с каждым шагом не забывала бросать на землю пару горошин. Так шла она весь день, пока не забралась наконец в самую чащу, куда не проникали солнечные лучи. Там девушка увидела одинокую избушку, и та сразу же ей не понравилась, такой темной и жуткой была она на вид. Дочь мельника вошла внутрь, но там никого не оказалось. В избушке царила гробовая тишина. Внезапно раздался чей-то голос:
Возвращайся, юная невеста,
А не то убьют тебя на месте!
Девушка подняла глаза и увидела, что это говорит птица, сидящая в клетке на стене. Птица повторила:
Возвращайся, юная невеста,
А не то убьют тебя на месте!
Прошлась красавица по дому, заглянула во все комнаты, но нигде не было ни души. Наконец спустилась она в погреб и увидела там старуху, такую дряхлую, что у нее тряслась голова.
Девушка спросила:
– Скажите мне, пожалуйста, не здесь ли живет мой жених?
– Ах, бедное дитя, – ответила старуха, – куда же ты попала! Ты ведь пришла в разбойничий притон! Ты вообразила себя невестой и думала, что скоро выйдешь замуж, но тебе придется отпраздновать свадьбу со смертью. Вон, погляди, видишь на огне большой котел с водой? Разбойники тебя схватят, безо всякой жалости порубят на куски, а затем сварят и съедят твое мясо, ведь они – людоеды. Если я не пожалею и не спасу тебя, ты не доживешь и до утра. – Сказав это, старуха завела девушку за большую бочку и приказала ей спрятаться. – Если хочешь жить, сиди тихо как мышка, даже не шевелись. А ночью, когда разбойники заснут, мы с тобой сбежим отсюда, я уже давно ждала подходящего случая.
Едва она договорила, как домой вернулась банда безбожников. Разбойники приволокли с собой какую-то девушку; они были пьяны и не обращали внимания на ее крики и стенания. Они дали ей выпить три стакана вина: один – красного, один – белого и один – желтого, и у нее от этого лопнуло сердце. Тогда сорвали с нее разбойники красивое платье, положили ее прелестное тело на стол, разрубили его на куски и посыпали солью. Бедная невеста, сидевшая за бочкой, задрожала как осиновый лист, поняв, какая судьба была ей уготована. Один из людоедов заметил на мизинце убитой золотое кольцо, и когда ему не удалось его снять, взял топор и отрубил палец; мизинец перелетел через бочку и упал прямо на колени перепуганной невесте. Взял разбойник свечу и начал искать палец, но не смог его найти. Тогда другой разбойник спросил:
– А за бочкой ты смотрел?
Но тут старуха воскликнула:
– Садитесь за стол и ешьте, а искать будете завтра – никуда этот палец от вас не убежит!
Согласились с ней разбойники и, прекратив поиски, уселись за стол. Пока они ели, старуха подсыпала им в вино снотворного зелья, и вскоре все они улеглись в подвале и захрапели.
Убедившись, что разбойники заснули, невеста вылезла из-за бочки, но ей пришлось переступать через спящих, и она очень боялась кого-нибудь из них разбудить. Однако с Божией помощью ей удалось выбраться наверх; старуха открыла дверь, и они вдвоем что было духу поспешили прочь от разбойничьего притона. Ветер успел развеять рассыпанную на дорожке золу, но зерна гороха и чечевицы проросли и своими тоненькими стебельками указывали беглянкам путь в лунном свете. Так шли старуха и девушка всю ночь, а под утро добрались до мельницы. Тут девушка и рассказала отцу обо всем, что ей довелось пережить.
Когда настал день свадьбы, жених явился один, а мельник пригласил всех своих родственников и знакомых. Уселись гости за стол, и каждого из них отец невесты попросил рассказать какую-нибудь историю. Невеста же сидела молча, не произнося ни слова. Тогда жених сказал ей:
– Ну а ты, солнышко, не поведаешь ли нам историю? Расскажи что-нибудь!
Она ответила:
– Расскажу-ка я вам свой сон. Шла я одна через лес, долго шла, пока не добралась до избушки, но внутри не оказалось ни души, только птица сидела в клетке на стене. И прощебетала мне та птица: «Возвращайся, юная невеста, а не то убьют тебя на месте!», а затем повторила то же еще раз. Дорогой мой, все это мне лишь приснилось. Я прошлась по комнатам, но везде было пусто, и мне стало боязно. Наконец я спустилась в погреб и увидела там дряхлую-предряхлую старуху с трясущейся головой. Я спросила у нее, не в этом ли доме живет мой жених? Она ответила: «Ах, бедное дитя, ты ведь пришла в разбойничий притон! Здесь живет твой жених; он разрубит тебя на куски, а затем сварит и съест». Дорогой мой, все это мне лишь приснилось. Старуха спрятала меня за большой бочкой, и как только я там притаилась, разбойники вернулись домой вместе с девушкой. Они дали ей выпить три вида вина, белого, красного и желтого, и после этого у нее лопнуло сердце. Дорогой мой, все это мне лишь приснилось. Затем они сняли с нее платье, разрубили ее красивое тело на куски и посыпали солью. Дорогой мой, все это мне лишь приснилось. Один из разбойников увидел, что на мизинце у убитой золотое кольцо, и захотел его снять, а когда ему это не удалось, взял топор и отрубил палец. Однако палец с кольцом перелетел через бочку и упал мне на колени. А вот и он.
С этими словами девушка вынула отрубленный мизинец и показала его присутствующим.
Разбойник, который во время ее рассказа становился все бледнее, вскочил из-за стола и хотел было убежать, но гости схватили его и отдали под суд. Вскоре и его, и всю его банду казнили за их постыдные деяния.