Было у одного бедняка двенадцать детей, и приходилось ему трудиться день и ночь, чтобы заработать им хотя бы на хлеб. Когда же родился у него тринадцатый ребенок, бедняк, не зная, как облегчить свою нужду, выбежал на большую проселочную дорогу и решил попросить первого встречного стать крестным его малыша.
Первым, кто ему повстречался, был милостивый Господь. Зная, что на уме у бедняка, Он сказал:
– Жаль мне тебя, бедный человек, поэтому если ты возьмешь меня в крестные, Я подниму твоего ребенка из купели, позабочусь о нем и дарую ему счастье на земле.
– А кто ты? – спросил бедняк.
– Я – милостивый Господь.
– В таком случае я не хочу, чтобы ты был крестным отцом моего сына, – сказал человек, – ведь к богачам ты щедр, а нас, бедняков, заставляешь голодать.
Сказал он так, потому что не знал, как мудро Бог распределяет богатство и бедность. Отвернулся человек от Господа и пошел дальше.
Тогда подошел к нему дьявол и сказал:
– Кого ты ищешь? Коль сделаешь меня крестным отцом своего сына, будет он в золоте купаться и познает все мирские утехи.
– А кто ты? – спросил бедняк.
– Я – дьявол.
– В таком случае я не хочу, чтобы ты был крестным отцом моего сына, – сказал бедняк, – ведь ты обманываешь и соблазняешь людей.
И отправился он дальше; тут вышла ему навстречу смерть на костлявых ногах и сказала:
– Возьми меня в крестные.
– А кто ты? – спросил бедняк.
– Я – смерть, которая всех делает равными.
Тогда сказал бедняк:
– Ты справедлива, забираешь всех без разбора, и богатых, и бедных. Будь крестной моего сына.
Смерть ответила:
– Я сделаю твоего ребенка богатым и знаменитым, ибо тот, с кем я дружу, ни в чем не нуждается.
Бедняк сказал:
– Крещение состоится в следующее воскресенье, приходи в церковь в положенное время.
Смерть явилась, как и обещала, и вела себя, как и положено крестной.
Когда мальчик достиг совершеннолетия, пришла к нему крестная и велела идти с ней. Она привела его в лес, показала растущую там траву и сказала:
– Крестник, вот тебе мой подарок. Я сделаю тебя знаменитым врачом. Всякий раз, когда будут звать тебя к больному, я буду к тебе являться. Если я стану у изголовья больного, ты можешь смело сказать, что его вылечишь, и коли дашь ты ему этой травы, он вскоре исцелится; если же я стану в ногах у больного, ты должен сказать, что любая помощь напрасна и ни один лекарь в мире не сможет его спасти. Но остерегайся использовать эту траву против моей воли, ибо тогда тебе несдобровать!
Вскоре юноша стал самым известным в мире врачом. «Стоит ему только взглянуть на больного, как он уже знает, пойдет человек на поправку или же он больше не жилец», – так говорили о нем люди; к нему приезжали отовсюду и привозили больных, и получал он за свои услуги столько золота, что вскоре разбогател.
Случилось так, что заболел король. Позвали к нему врача, чтобы сказал он, возможно ли исцеление. Но когда он подошел к постели, смерть стояла у ног больного, – никакая трава ему уже не поможет.
«Может, мне хоть разок удастся перехитрить смерть? – подумал врач. – Она наверняка возмутится моим поступком, но я ведь ее крестник; вдруг она меня простит? Эх, была не была!» Взял он больного и перевернул его так, что теперь смерть стояла у него в изголовье. Затем дал королю немного травы, и больной тут же пошел на поправку.
Смерть приблизилась к врачу, нахмурилась, погрозила ему и сердито произнесла:
– Ты обвел меня вокруг пальца, но на этот раз я тебя прощу, ведь ты мой крестник. Однако не смей больше так поступать, иначе я схвачу тебя за шиворот и унесу туда, откуда нет возврата!
Вскоре после этого тяжело заболела дочь короля. Она была его единственным ребенком; он плакал день и ночь и почти ослеп от горя. Приказал король объявить по всему королевству, что тот, кто спасет его дочь от смерти, станет ее супругом и унаследует корону.
Подойдя к постели больной, врач увидел, что смерть стоит у нее в ногах. Ему следовало бы припомнить предостережение своей крестной, но великая красота королевской дочери и возможность стать ее мужем затуманили ему разум, и он позабыл обо всем на свете. Не видел врач, как смерть бросила на него гневный взгляд, не видел, как погрозила она ему своим костлявым кулаком. Поднял он больную и уложил ее так, что голова ее оказалась там, где раньше были ноги. Затем дал королевне травы, и к ней тут же вернулась жизнь.
Увидела смерть, что крестник во второй раз лишил ее добычи, подошла к нему стремительно и сказала:
– Тебе конец: настал твой черед умереть.
Схватила она его своей ледяной рукой, да так крепко, что он не мог противиться, и отвела в подземную пещеру. Там юный лекарь увидел нескончаемые ряды свечей, некоторые из них были высокими, некоторые – средними, а некоторые – совсем маленькими. Каждый миг одни свечи гасли, а другие загорались, так что казалось, будто огоньки находятся в постоянном движении.
– Видишь, – молвила смерть, – это свечи, отмеряющие людям жизнь. Высокие принадлежат детям, средние – взрослым в самом расцвете сил, а маленькие – старикам. Но порой детям и молодым тоже достаются короткие свечи.
– Покажи мне свечу моей жизни, – попросил врач, решив, что она должна быть еще довольно высокой.
Однако смерть показала ему небольшой огарок, который вот-вот должен был погаснуть, и сказала:
– Вот она.
Испугался тогда врач и взмолился:
– Ах, дорогая крестная, зажги мне новую свечу, сделай это ради меня, чтобы я мог жениться на королевне и получить в наследство корону!
– Я не могу этого сделать, – ответила смерть. – Прежде чем загорится новая свеча, старая должна погаснуть.
– А ты поставь старую свечу поверх новой, – попросил врач. – Тогда, как только огарок догорит, новая свеча тут же от него зажжется.
Смерть сделала вид, будто собирается исполнить его желание, и потянулась за новой, высокой свечой, но поскольку она хотела отомстить крестнику, то словно невзначай перевернула догорающий огарок и тот погас. Врач тут же рухнул на землю и теперь сам оказался в руках смерти.