Жила-была женщина, да не простая, а самая что ни на есть настоящая ведьма, и было у нее две дочери, одна – уродливая и злая, и ведьма любила ее, потому что была она ее родной дочерью, а другая – красивая и добрая, и ведьма ненавидела ее, потому что то была ее падчерица.
Как-то раз надела падчерица красивый фартук, и так он понравился ведьминой дочке, что стала она завидовать сестре и, придя к матери, потребовала и себе такой же.
– Успокойся, дитя мое, – сказала ей старуха, – ты получишь этот фартук. Твоя сводная сестра давно уже заслуживает смерти, поэтому сегодня ночью, как только она заснет, я подойду к вашей кровати и отрублю ей голову. От тебя требуется лишь одно – ляг за спиной у сводной сестры, а ее подтолкни как можно ближе к краю.
Той ночью жизнь бедняжки и оборвалась бы, если бы не стояла она в это время в углу и не услышала случайно слова старухи. Весь день девушке не разрешали выходить из дому, а когда пришло время ложиться спать, сводная сестра приказала ей лечь первой, а сама забралась ей за спину. Но как только ведьмина дочка заснула, красавица незаметно подтолкнула ее к краю кровати, а сама улеглась позади. Ночью старуха прокралась в спальню, держа в правой руке топор, а левой нащупала, лежит ли кто-нибудь с краю. Затем ведьма схватила топор обеими руками и отрубила голову собственной дочери.
После того как мачеха ушла, красавица поднялась с кровати, побежала к дому своего возлюбленного, которого звали Роланд, и постучалась в дверь. Когда он вышел на порог, она сказала:
– Послушай, милый мой Роланд, нам нужно бежать. Мачеха пыталась убить меня, но при этом зарубила свою родную дочку. Когда взойдет солнце и она увидит, что натворила, нам несдобровать.
Роланд ответил:
– Сперва следует забрать у нее волшебную палочку, иначе нам не удастся спастись, когда старуха пустится за нами в погоню.
Девушка забрала у мачехи волшебную палочку, а затем подняла голову мертвой сестры и капнула на пол три капли крови – одну перед кроватью, одну в кухне и еще одну на лестнице. После этого красавица покинула родной дом и поспешила прочь со своим возлюбленным.
Проснувшись утром, старая ведьма позвала к себе дочку, чтобы отдать ей фартук, но та не отозвалась. Тогда старуха крикнула:
– Где ты?
– На лестнице я, подметаю, – ответила первая капелька крови.
Старуха вышла на лестницу, но там никого не было, и она снова крикнула:
– Где ты?
– В кухне я, греюсь, – отозвалась вторая капелька крови.
Старуха пошла в кухню, но и там никого не оказалось, и она крикнула еще раз:
– Где ты?
– В кровати я, сплю, – откликнулась третья капелька крови.
Вошла ведьма в спальню, и что же она там видит? Ее мертвое дитя, которому она собственноручно отрубила голову, лежит в луже крови. Взъярилась тогда старуха, бросилась к окну, а поскольку могла видеть далеко-далеко, заметила падчерицу, которая убегала вместе со своим милым Роландом.
– Вам от меня не уйти! – завопила ведьма. – Куда бы вы ни убежали, я везде вас догоню!
Надела она свои семимильные сапоги, которые позволяли ей с каждым шагом проделывать такое же расстояние, какое простые люди преодолевают за час, и вскоре догнала беглецов. Но девушка, еще издали увидев приближающуюся старуху, с помощью волшебной палочки превратила своего возлюбленного Роланда в озеро, а себя в утку, плавающую посредине. Ведьма встала на берегу и начала бросать в воду куски хлеба, но как ни старалась она выманить утку на берег, та продолжала плавать по озеру. В конце концов наступил вечер и старуха вынуждена была вернуться домой, так и не добившись своего.
Когда ведьма скрылась из виду, девушка и ее возлюбленный Роланд снова приняли человеческий облик и шли всю ночь до рассвета. Затем девушка превратилась в красивый цветок, распустившийся посреди колючей изгороди, милого же своего Роланда сделала скрипачом.
Вскоре после этого подошла к ним ведьма и обратилась к музыканту:
– Милый мой скрипач, можно ли мне сорвать этот прекрасный цветок?
– Конечно, – ответил Роланд, – а я тем временем сыграю вам мелодию.
Старуха поспешила к зеленой изгороди, собираясь сорвать цветок, поскольку прекрасно знала, кто это на самом деле. Однако в этот миг Роланд заиграл на скрипке, и, хотела того ведьма или нет, ей пришлось пуститься в пляс, потому что была та танцевальная мелодия волшебной. Чем быстрее играл Роланд, тем выше приходилось подскакивать старухе; с каждым разом шипы разрывали ее одежду в клочья, оставляя на теле кровавые раны. А поскольку скрипач не переставал играть, то и ведьма не могла остановиться и танцевала до тех пор, пока не упала замертво.
Так обрели влюбленные свободу. Тогда Роланд сказал:
– Теперь я пойду к отцу и начну готовиться к свадьбе.
– А я пока что останусь здесь, – молвила девушка, – подожду тебя, а чтобы никто меня не узнал, превращусь в красный камень.
Роланд ушел, а девушка осталась красным камнем посреди поля, ожидая возлюбленного.
Но когда Роланд вернулся домой, он попался в сети другой девушки, и та заставила его забыть свою милую. Долго ждала его бедняжка, но, поняв, что он так и не вернется, опечалилась и, превратившись в цветок, подумала: «Может, кто-нибудь будет проходить мимо и растопчет меня?» Случилось так, что на том поле пастух пас овец. Увидев прекрасный цветок, он сорвал его, унес к себе домой и положил в ящик.
С тех пор в доме пастуха стали происходить чудеса. Когда он вставал утром с постели, вся работа была уже сделана: пол подметен, столы и скамьи вытерты, огонь разожжен и вода принесена; когда же пастух возвращался домой пообедать, стол был уже накрыт и на нем стояли всевозможные лакомства. Пастух не мог понять, отчего это происходит, ведь он никогда никого не видел в своей хижине, да и была она такой крохотной, что и спрятаться там было негде. Поначалу такая забота была пастуху по душе, но постепенно его начал охватывать страх, и он решил сходить к мудрой женщине, спросить у нее совета. Та сказала:
– Тут явно не обошлось без колдовства; встань рано утром и посмотри, не шевелится ли что-нибудь в комнате, а коли заметишь что-нибудь, что бы то ни было, набрось сверху белый платок, и колдовство тут же утратит свою силу.
Пастух последовал ее совету и на следующее утро, на рассвете, увидел, как ящик сам собой раскрылся и из него вышел цветок. Пастух тут же подбежал к нему и накинул сверху белый платок. Снова приняв человеческий облик, девушка призналась ему, что это она была цветком и наводила порядок в доме. Красавица поведала пастуху о своей судьбе, и поскольку она ему очень понравилась, он спросил, не согласится ли она выйти за него замуж, но девушка отказалась: она хотела остаться верной своему милому Роланду, хоть тот ее и бросил. Однако она пообещала пастуху, что не уйдет, а будет и дальше помогать ему по хозяйству.
Вскоре пришла пора Роланду сыграть свадьбу со своей новой возлюбленной, и по старинному обычаю по округе объявили, что все девушки должны явиться на праздник и спеть в честь жениха и невесты. Когда верная девушка услышала об этом, ее охватила такая печаль, что ее сердце готово было разорваться на куски. Не хотела она идти на свадьбу, но другие девицы пришли и забрали ее с собой. Когда настал ее черед исполнить песню, красавица уступила место другой гостье, и так продолжалось до тех пор, пока она не оказалась последней, кто еще не спел.
Как только девушка запела, Роланд тут же вскочил и воскликнул:
– Мне знаком этот голос! Это моя настоящая невеста, и никакой другой мне не нужно!
Все, что он забыл, внезапно вернулось к нему потоком воспоминаний. Взял тогда Роланд верную девушку в жены, и пришел конец ее страданиям, и жила она с тех пор в счастье и радости.