В конце 1999 года ожидался «миллениум», то есть переход на двухтысячный год. Кто-то ждал конец света, кто-то глобальный компьютерный сбой, но ровным счётом, ничего связанного с этим не произошло. В нашей больнице всё шло своим чередом. Уланов поступил в коммерческий ВУЗ неподалёку на юридический факультет и у него была этой зимой первая сессия.
Проиндексированную зарплату теперь выплачивали вовремя, шла война на Северном Кавказе и многие следили за фронтовыми сводками. Было тревожно, но по моим ощущениям, дно наша страна уже прошла и ей предстоял долгий, мучительный подъём наверх. Было очевидно, что для этого потребуются долгие годы, а может и десятилетия.
А в наше отделение, где-то в это время поступил один очень известный пациент, местная легенда – Владимир Сурин. В 1995-м году он находился на принудительном лечении в стационаре общего типа за незначительную кражу. Под новый, 1996-й год его выписали из больницы, и вместе со всей страной Владимир справлял праздник в компании местных маргинальных люмпенов, ну о-очень маргинальных. На утро, 1-го января, проснувшись первым в компании трех собутыльников, Владимир взял топор и всех зарубил им. Отрубил одному из них голову полностью, а второму не до конца. Затем – положил отрубленную голову в сумку и отнёс её к памятнику Ленина, в центре города. А потом – пошёл обратно доделывать свою работу. Проходящие мимо малочисленные прохожие сразу заподозрили неладное и проверили содержимое сумки. Надо ли говорить, что это вызвало шок?! Первый звонок милицейский дежурный расценил, как хулиганскую шутку, но на второй – всё же прислал наряд. Подошедшие сотрудники милиции составили протокол, упаковали находку и собрались было уходить, как к месту преступления, в самый раз, подошёл убийца, неся в другой сумке ещё одну голову. Сурина арестовали. Суд признал его невменяемым и направил на принудительное лечение в больницу со «специнтенсивом»; эта та, что в соседнем регионе. Сурин пробыл там четыре года и был переведён к нам.
Долгое время ходило мнение, да и сейчас ходит, что на преступление Владимир Сурин пошёл из-за «голосов» не то – ангелов, не то – инопланетян. Да, так он и сам говорил. Теперь, через двадцать с лишним лет, я могу сказать, что «голоса» (или же – слуховые галлюцинации) за долгие годы наблюдения у него не наблюдались. А что же было? Бред, или говоря языком психиатрии – хронический параноидный синдром. Очень сложно понять мышление психически больного человека, но я попытаюсь как можно точнее описать его мотивацию.
Владимир вырос в семье «со странностями», но вполне себе благополучной и уважаемой. После школы он получил два высших образования, художественное и педагогическое. В бытность советской власти-являлся комсоргом, то есть коммунистическим партийным функционером. Какое-то время работал художником-оформителем, женился и мало чем выделялся из общей массы людей. Его ценило начальство, уважали соседи и близкие, любили женщины. В возрасте около тридцати лет Владимир заболел шизофренией и периодически наблюдался у психиатра. Как раз на излёте СССР, как и многие – увлёкся религией и часто посещал православный храм. Где-то в это время, началось движение по нисходящей: сначала – алкоголизация, затем – мелкие кражи.
Механизм развития шизофрении мне объяснил один доцент и практикующий врач с многолетним опытом. Вначале – человек не в состоянии определить значимость происходящих вокруг событий и в сознание больного врывается поток информации, которую мозг не в состоянии обработать. Возникает информационная перегрузка и сознание просто отключает связь с реальностью. Получается состояние, которое называется – «аутизм». Больной в это время становится замкнутым и не способным на какую-либо деятельность. В это время возникает бред. Бред: это-выстраивание логических связей между вещами и событиями произвольно, в соответствии имеющихся задатков и эмоциональных состояний человека. Выделяется центральная бредовая структура, некая сверхценная идея, а на неё как снежный ком формируется вторичный бред, обслуживающий идею-фикс. Иногда-присоединяются галлюцинации, и это называется – «паранойяльным синдромом». Иными словами, шизофрения: это – способ адаптации человека к окружающему миру, вследствие утраты им механизма оценки важности входящей информации.
Вторая составляющая материя данного случая – религиозная. В православной традиции есть такой термин – «прелесть». Это состояние человека, когда тот видит себя кем-то великим, или даже святым, наслаждается благодатными состояниями, которые, как ему кажется исходят от Бога. В традиционной формации это состояние является глубочайшим духовным падением и когда-то на таких «просветлённых» налагали строжайший пост. Механизм возникновения тут прост. Определённые религиозные ритуалы и пение вызывает прилив дофамина и серотонина в нейромедиаторах и человек в это время чувствует эйфорию. (То же самое можно испытать, скажем, на рок-концерте). Если в это время нет рядом опытного наставника, который «стянет его за ноги на Землю», то верующий воспринимает биохимические процессы как благодать свыше. И раз он удостоился такой благодати, то значит, в духовной сфере он представляет какую-то важную единицу. Развивая эту идею, можно дойти до того, что человек вообразит себя неким великим пророком, кем-то вроде Еноха, спустившимся на грешную землю и обладающим властью судить людей за их грехи. Как в Откровении, когда спустившиеся два Пророка обличали Антихриста и убивали высшей силой противников Господа. Шизофрения убирает все препятствия для развития такой запредельной гордыни.
Я, впоследствии, часто беседовал с Суриным на религиозные темы и обнаружил, что православное вероучение он не знает, совсем. А религиозность для него складывается из обрядовости и личных фантазий, этакая-православная магия. Убитые им собутыльники принадлежали к самому дну социального общества и убив их он считал, что выполняет «волю Бога», но не по прямому повелению, то есть галлюцинации, а как-бы метафизически. И подношение их голов фигуре Вождя это, как на параде 1945-го года: бросание знамён поверженного противника к Мавзолею. То есть материализованное выражение триумфа победы сил добра.
Находясь в отделении, Владимир Сурин быстро приобрёл статус авторитета и в иерархии больных занимал высокое почётное место. У него имелся вполне сохранный интеллект, что позволяло легко подчинять себе умственно более слабых пациентов и манипулировать ими. Иногда Владимир конфликтовал с персоналом, что в условиях тогдашней трудовой дисциплины было закономерным. Внешний вид у больного был с акцентом на стереотипную «русскость». Владимир носил окладистую бороду, подпоясанную джинсовую куртку-кафтан, шерстяное трико и тапки, отдалённо напоминающие лапти. На голове обычно он носил несуразный картуз. Старался говорить басом, как священник и всё время с собой носил деревянную ложку за поясом, которой пользовался в столовой.
Апофеозом вычурности для Сурина был поступок, произошедший однажды ночью. Было это в те времена, когда шестую палату сделали наблюдательной, вместо первой. Напомню, это последняя палата по коридору, самая большая и с туалетом. Как-то поздно, уже после отбоя, как всегда, Владимир долго бубнил псалмы. Затем – подошёл к решётке и ритуально освятил пространство коридора иконкой в руке. К этому тоже, все уже привыкли. Около полуночи Сурин разделся догола и зайдя в туалет взял там мусорное ведро, высыпал его содержимое на пол и налил в него воды из крана, где-то наполовину. Дальше – взял свою любимую деревянную ложку и стал кропить помещение, громко распевая при этом, как поп. Реакция персонала была стандартной. Через некоторой время больной был фиксирован и купирован аминазином. К сожалению, спирт для инъекций был сильно разбавлен водой Лужиным, который таким образом «догонялся» накануне. В место укола попала инфекция и дело впоследствии закончилось флегмоной. Я и возил тогда Владимира в хирургию, вскрывать довольно большой гнойник. Пробыл Сурин у нас несколько лет и отправился туда, откуда приехал, то есть на «специнтенсив» в соседний регион.