Попадать в психологическую ловушку, о которой я сейчас расскажу, свойственно молодым мастерам. Именно молодой мастер хочет показать все, что он умеет, на одной голове. Он, скорее всего, не уверен в себе, поэтому хочет удивить и влюбить в себя клиента таким образом. Это, безусловно, плюс: он борется за клиента, и у него есть энтузиазм – самое главное чувство, которое должно рождаться у мастера. Но он низко ценит себя и не понимает психологии клиента, желая показать ему сразу все, что умеет.
Мастер может видеть изъяны и понимать, что он в состоянии их устранить, кардинально поменяв стрижку и цвет волос клиента. Возможно, так действительно будет лучше для клиента, но это неправильно. Такой подход молодого мастера редко дает хороший результат, ведь главная задача мастера – возвращаемость. Действия мастера могут насторожить и даже напугать клиента. Он подумает, что его мастер – самодур. Кардинально сменив образ, клиент зачастую шокирует окружающих: они делятся на тех, кто одобряет этот новый имидж, и тех, кому он категорически не нравится. И это посеет в душе клиента сомнения относительно того, правильно ли он поступил, так кардинально изменившись.
Большинство людей неспособны оценить тотальные изменения, потому что им непонятно, что с чем сравнивать. Как можно сравнить каре с пикси? Блонд с шоколадным цветом? Это равнозначно тому, что сравнивать седан с кроссовером. Можно ездить на седане Ауди и купить кроссовер Мерседес. Как сравнить, что из них лучше? Эти автомобили разные по предназначению. А если различия еще больше – кабриолет и бульдозер?
Не попадайте в эту ловушку! Не пытайтесь изменить человека сразу во всем с первого знакомства. Не нужно стараться показать все свои навыки на одной голове. Лучший вариант – оттолкнуться от того, что есть. Если к вам пришел человек с отросшим каре, вы можете оставить стрижку, но выполнить ее в более профессиональной технике. Не менять образ кардинально – просто предложить другой вариант. Клиент будет счастлив, потому что сможет сравнить каре и КАРЕ. Таким образом, мастер получит самое главное – доверие.
Любые отношения проходят три этапа: доверие, цели, партнерство. Клиент станет вашим партнером только когда будет готов искренне обсуждать с вами свои цели и проникнется к вам доверием. А истинное доверие придет к нему от сравнения: то, что вы сделали – гораздо лучше, чем то, что было. Сравнивать можно только одинаковые вещи. Трудно сравнивать каре с пикси, как и кроссовер с седаном. Но можно заметить, что одну и ту же стрижку один мастер делает более профессионально, другой – менее.
Многие мастера, понимая, что они не смогут сделать то, что уже есть, лучше, предлагают клиенту кардинально иное. И тогда нужно с самим собой договориться: «Да, наверное, я не сделаю каре лучше, чем оно было. Поэтому я сделаю пикси». В таком случае имеет смысл кардинальная смена стиля прически в надежде на то, что клиенту понравится результат вашей работы. Но все же не пытайтесь изменить человека кардинально во всем сразу. Это может его скорее напугать, чем обрадовать. Очень мало тех, кто хочет радикально менять свой стиль. Заслужите доверие человека через малые изменения, но в более высоком профессиональном качестве. Лишь после того, как клиент проникнется вашим мастерством, располагайте его доверием, как вам будет угодно. Изменяйте его облик каждый раз понемногу, и он сможет сравнить вашу работу с тем, что у него было до вас; в итоге он заплатит больше денег. Каждый раз он будет становиться все более преданным, и приведет много клиентов, приятно удивлявшихся всем понятными изменениями. Не попадайте в ловушку новичка! Не стремитесь показать все свои умения на одной голове в один момент.
Главное, почему мастер старается удивить клиента, изменив его до неузнаваемости, и навертев на его голове все, что приходит на ум, это отсутствие вкуса и слабый уровень мастерства. Тогда мастер думает не о том, как сделать внешний вид клиента и всю его жизнь лучше, а о том, как спрятать собственную несостоятельность за претензией на оригинальный творческий подход.
Это свойственно мастерам со слабой профессиональной подготовкой, которых в слабой школе учили «основам» или «классике». То есть не научили видеть на этапе предварительно обсуждения готовую работу и добиваться запланированного результата в определенной технике. Преподаватели говорили им, что учат основам, а дальше нужно включать фантазию. Именно фантазеры без техники и вытворяют всякие дикости – асимметрии с поднятым правым виском и провисшим длинным левым, с затемненными корнями и медным прядями у лица, узорами на затылке. «Чем больше наворочу, тем более творческим буду в глазах клиента». Эта болезнь проходит по мере приобретения вкуса через общение с профессионалами и правильное обучение.
Думайте не о том, что можете, и не о том, как удивить клиента, а о том, как улучшить его стиль. Для удивления нужно многое, главное – доверие. Для улучшения нужно еще больше – сделать то же самое, что было, но лучше!
Человек может сравнивать только подобное, но никак не разное. Хорошее каре он отличит от плохого каре.
Сделай сегодня то же, что делал до тебя другой, но лучше, и завоюй доверие, тогда завтра можешь сделать кардинально другое, и все будут думать, что это круто потому, что это сделал ты – мастер, завоевавший доверие.
Чем выше профессионализм, тем меньше разговоров про творчество. Профессионал полагается на технику, а не на фантазию.
Если не можешь сделать лучше то, что уже есть, выбирай один из двух вариантов. Либо сделай кардинально другое из того, что делаешь лучше всех (в надежде, что это «зайдет»), либо откажи в услуге (в надежде, что завоюешь доверие своей честностью и рекомендациями в тех услугах, в которых ты силен).