Вы, наверное, знаете, что я руковожу Школой концептуальной стрижки Demetrius и всегда общаюсь с учениками, которые приезжают к нам из разных уголков мира. И регулярно я сталкиваюсь с людьми, попавшими в ловушку самореализации. Благо, что они приехали именно в Demetrius, и наши тренеры могут поправить их мышление. Конечно, только если они сами этого захотят.
80–90% учеников в Demetrius – это взрослые действующие мастера, приехавшие на переобучение. В дальнейшем они возвращаются к нам для повышения квалификации. Другие 10–20% – это люди, обучающиеся в школе с нуля.
Так вот, представьте мастера Лену тридцати пяти лет, со стажем 12 лет. Она приехала в Demetrius впервые из города Липецка. На втором-третьем дне ее обучения я спрашиваю Лену:
– Как дела? Как проходит обучение?
– Дмитрий, такое счастье, что я к вам приехала! Мне так нравится! Я обязательно к вам снова приеду.
– Хорошо, а на каком вы сейчас обучении?
– Сейчас я прохожу курс «Женская перезагрузка».
– Хорошо, а дальше что?
– А теперь я хочу на «Мужскую перезагрузку» приехать.
В такие моменты я просто теряю дар речи. И это – несмотря на то, что я достаточно опытный человек в индустрии красоты и уже тысячу лет учу людей правильному мышлению. И все эти годы я наблюдаю, как мастера пребывают в подобных заблуждениях.
Однако меня озадачивает, когда подобные вещи говорят ученики в стенах Demetrius. Пусть даже те, кто приехал к нам впервые. Эти люди наверняка слышали обо мне, видели в социальных сетях – это значит, что они уже находятся в нашем поле и должны мыслить правильно. Но человек снова и снова мне говорит: «Такое счастье! Так классно! Я прошла «Женскую перезагрузку», а теперь хочу на «Мужскую перезагрузку»!
И в этом заблуждении находятся 20–30% мастеров, приезжающих к нам. А что же говорить об остальных парикмахерах нашей страны? И я предполагаю, что 50% (а, может, и 70%) мастеров до конца не понимают, по какой логике нужно проходить обучение.
Возвращаясь к нашему диалогу с мастером Леной, я продолжаю беседу:
– Лена, а почему вы решили пойти на «Мужскую перезагрузку»?
– Я так хочу! Мне интересно теперь изучить мужские стрижки.
Представьте! Человек в выборе обучения руководствуется тем, что ему интересно и что ему хочется делать. Вот такая радость самореализации: «Я хочу все попробовать и делаю только то, что мне интересно!»
И такой подход может быть правильным в том случае, если мы говорим о любимом хобби – это жизнь за пределами вашей профессии. Наслаждаться жизнью и выбирать то, что хочется – для этого есть хобби. Это совершенно отдельная история, и ее я подробнее расскажу в этой книге. Когда для парикмахера профессия и хобби слились в одно – это отдельная психологическая проблема, требующая внимательного разбора.
Но сейчас давайте разберемся: в чем суть заблуждения?
– Лена, а вы в женских стрижках уже на голову выше всех своих коллег в салоне красоты? Вы можете встать посреди салона, раскинуть руки и сказать: «Я здесь главный мастер по женской стрижке!» Сможете так сказать? А можете выйти на улицу и громко заявить: «Я на этой улице главный мастер по женской стрижке!» Или хотя бы в своем районе? Я уже не говорю про город или область. Или: «Я лучший мастер каре/ боб/пикси!»?
Вы готовы заявить о себе хоть в чем-то как о лучшем мастере? В душе вы сами с собой согласны, что вы лучший? А знают об этом клиенты? Считают ли ваши клиенты, что вы лучший? Вы хотя бы уверены, что усвоили то, что прошли на курсе «Перезагрузка» на факультете женской стрижки?
Нет, мастер просто кайфует сам от себя: он стал лучше, у него получается, он радостен и хочет эту радость получить снова, и пойдет на «Перезагрузку» в мужском факультете. А разве не так он прожил всю жизнь? Делал, что хочет и когда хочет, не задумываясь об эффективности.
Мастер индустрии красоты – предприниматель. И поэтому он должен мыслить соответственно. У мастера нет оклада, ему никто не даст денег просто так. Он получает деньги от своих клиентов и должен быть лучшим в их глазах, должен заботиться о том, как они его принимают. И лучшим он должен стать не на один день, а с временным запасом!
Однажды я попал в магазин в центре Алма-Аты на бульваре, который в народе называется «Токио». Я зашел полюбопытствовать и был шокирован: в этом магазине продавались бензопилы, женские шубы, национальные казахские костюмы, сумки… Это был чудовищный склад чего попало. Купили бы вы что-то в таком магазине?
Логично, что если мы хотим хорошую сумку, то идем в специализированный магазин, где компетентный специалист проконсультирует нас и поможет с выбором. Если мы хотим шубу, то идем в главный магазин шуб.
В Москве около станции метро Курская на Садовом кольце есть огромный торговый центр, в котором разные бренды и компании продают ювелирные украшения. Весь первый этаж этого огромного по площади комплекса занимает отдел золота, на втором этаже расположен отдел серебра. Вот так работают законы современного рынка.
В любом городе, где вы живете, есть большие мебельные магазины или магазины обоев (конкретная специализация здесь неважна). Так живет цивилизованный мир.
Понятно, что где-то в глухой деревне еще есть лавки, где продается все, но в очень маленьком количестве и только то, что может экстренно понадобится деревенскому человеку.
И вот я объясняю ученице:
– Лена, логика развития мастера такова: вы прошли курс по женским стрижкам – четырехдневный учебный блок. Вы выбрали его, потому что это удобно. Вы хотите перезагрузиться, устали жить по прежним схемам, приехали в Demetrius. И сделали все верно! Но далее необходимо выбирать обучение правильно: нужно углублять свои знания по женским стрижкам. Еще раз приехать на четыре дня «Женскую перезагрузку», либо выбрать двухдневные курсы по женским стрижкам: отдельно курс по каре, шегги, пикси, Volume Top. Суть очень проста: если вы взялись за каре, то должны стать лучшим мастером каре в своем районе. Вы должны честно смотреть в глаза своим клиентам.
Идентифицируйте себя: кто вы в глазах своих клиентов? А потом начинайте воспитывать их в том плане, что вы лучший мастер по женским стрижкам/длинным стрижкам/стрижкам средней длины/гламурным стрижкам – неважно. Важно, чтобы у мастера было четкое профессиональное позиционирование. А это возможно, когда вы концентрируетесь на чем-то узком.
Запомните: осознанное бывает только узким, а неосознанное – общим. Человек, становясь профессионалом, идет от общего неосознанного к узкому осознанному. Сначала вы становитесь объективно лучшим среди тех, кто работает рядом с вами по таким же ценам. Далее вы учитесь доносить до клиентов, что вы лучший: общаетесь, разговариваете. Одновременно вам следует учиться правильно выстраивать свой имидж: о вас должны говорить люди и принимать вашу уникальность как мастера. И дальше, видя, что у вас выдающиеся цифры возвращаемости клиентов и притока новых по сарафанному радио, вы убеждаетесь: да, вы действительно лучший, и клиенты вас принимают. Вы идете к высокой занятости на высоких ценах.
И только теперь можно думать о том, что еще нужно изучать. Но не с позиции: «Я хочу», а грамотно: «Это моя профессия, я зарабатываю деньги. А мои хотелки я реализовываю в своем хобби. Я выбрал профессию, которую люблю, но, если я крутой, я получаю больше, чем мои коллеги, денег». И когда вы начнете мыслить таким образом, совершенно не факт, что вам захочется пойти обучаться мужским стрижкам. Может быть, ваше подсознание подскажет, что нужно изучать колористику или, например, психологию. И этого вы тоже будете радостно желать!
Естественно, после хорошего обучения мастер испытывает прилив эмоций, гормональный взрыв. И, находясь под эмоциями и еще не понимая, что уже изменился, он рассуждает про обучение с позиции себя вчерашнего и тех принципов, которые он имел вчера: «Я сейчас повышу квалификацию в женских стрижках, потом прокачаюсь в мужских, и буду классным!»
Не надо повышать квалификацию! Надо смотреть на себя глазами клиента.
В глазах клиента я лучший мастер? А в каких услугах? А соответствует ли мой внешний вид образу успешного мастера и приобретенному профессиональному мастерству? Красиво ли я одет? Правильный ли антураж меня окружает? Соответствует ли он ценам? Смогу ли я назначить достойную цену своему мастерству?
Клиент назначает цену вашему мастерству, исходя из совокупности факторов. И мастер, который строит свою профессиональную жизнь, основываясь на данных предпосылках, всегда будет побеждать мастера, который, под воздействием своих гормональных всплесков, занимается «самореализацией».
Не путайте работу с хобби. Хобби – делать то, что хочется для удовольствия. Работа – эффективно использовать время, деньги и энергию для роста профессионального мастерства, статуса и увеличения дохода.
Смотрите на себя глазами клиента. Задавайте себе вопрос «я лучший мастер в глазах клиента?». Тогда подсознание подскажет чему учиться, как одеваться и многое другое.