9 МАСТЕР ДОЛЖЕН ВСЕГДА РАЗВИВАТЬСЯ Ловушка словоблудия


Вы многократно слышали: «Мастер должен всегда учиться», «Главное – всегда развиваться и не стоять на месте». За 20 лет в профессии не было и дня, чтобы я не слышал подобного от своих коллег. И, чаще всего, за этими словами ничего не стоит. Это просто сотрясание воздуха.

Люди, которые так говорят, иногда действительно интересуются профессией, смотрят видео, фотографии работ своих выдающихся коллег, посещают мастер-классы, на которых присутствуют в качестве зрителей (обычно – критиков). Иногда они выезжают на обучение в другие города. Но эта фраза чаще принадлежит людям, которые перестали расти, и уже давно стоят на месте. Да, у них сохранилось любопытство к своей профессии, но доход не растет.

Начинающий мастер, поглощенный профессией, много учится, и у него растет доход. От него не услышишь подобных слов: «Мастер должен все время развиваться». Эти слова оправдывают человека, который находится в стагнации, но еще чем-то интересуется. Таким образом, он как бы снимает с себя ответственность и говорит: «Посмотрите, я же еще учусь, на мастер-классы хожу! Я еще не старый пень, и развиваю себя!». Его слова – рисовка перед окружающими.

Мастер, который действительно развивается и поглощен учебой и работой с клиентами, мастер, у которого растут доход, клиенты и цены, рассуждает иначе. «Как же интересно! После обучения пришли десять клиентов, я заработал впервые шестьдесят тысяч. У меня больше всех в салоне стрижек Пикси. Я поеду шестнадцатого числа на обучение по блондам!» Он говорит конкретные вещи, которые невозможно трактовать как-то иначе. Говорит про работу и само обучение: «я обучился этому», «заработал столько-то», «новые формы такие-то». О сути и содержании своего обучения или работы он рассказывает детально и воодушевленно. А мастер, который не растет, говорит штампами – обобщая и рассуждая без энтузиазма.

У всех людей есть потребность в развитии. Это очевидно и естественно. Люди учатся зачастую вот зачем.

Чтобы снять эмоциональное напряжение, облегчить муки профессиональной совести, быть правым в своих собственных глазах («Я же учусь!»).

Чтобы отдохнуть от своих близких. На море муж жену одну не отпустит, дети не поймут, а побыть от них на расстоянии нужно.

Чтобы подтвердить для самого себя, что выбрал правильный путь. Взбодриться на обучении, восхититься работами тренера, коллег и своими собственными. Заново испытать гордость за профессию.

Чтобы наладить социальные контакты с людьми, такими же, как мы сами, для взаимной поддержки.

Чтобы убедиться в верности своего пути и сверить себя в профессиональном плане с другими.

Но лучшие профессионалы находят причину обучения в другом. Это – рост доходов. И лучше всего, если это конкретный финансовый план. Если вы начинающий мастер, ваш план прост: работать хотя бы на средних ценах 15–17 дней в месяц (максимум), иметь полную запись (70–80% рабочего времени). В этом случае вы станете гарантированно успешнее 80% мастеров своего города. А это означает, что вы будете гарантированно успешнее 80% жителей этого города. У вас больше выходных, и вы получаете больше денег. Это первоначальная планка.




В дальнейшем план следующий: ваш доход должен прирастать на 50% в год. Вы можете верить или не верить, но это возможно, и об этом – в другой книге. Сейчас мы говорим о самой сути – финансовом плане. Если вы заработали в прошлом году один миллион, то в следующем году должны заработать полтора миллиона. Значит, за месяц вы должны заработать 125 тысяч. Эту сумму вы делите на виды услуг, а для выполнения этих видов услуг выстраиваете работу с клиентами. Вот простая логика.

То есть, вначале вы разрабатываете финансовый план, он переходит в производственный план (виды работ и клиентов), а затем – в маркетинговый план. Далее вы прописываете, какие услуги вы выполните, и по каким ценам. И смотрите, какие клиенты придут на эти цены.

Нужно выстраивать свое обучение таким образом, чтобы удовлетворить желаемых клиентов на этих ценах и иметь полную запись. Только теперь вы рассуждаете о том, где учиться профессиональному мастерству и чему именно учиться: правильно общаться с клиентами (исходя из того, кто ваш клиент), правильно строить свой имидж и, что логично, продумывать цены на свои услуги.

По сути, вы выстраиваете обучение, основываясь на двух логических принципах.


Логика №1

Усилить и без того сильное. Например, вы, будучи классным мастером по женским стрижкам на своей улице, решили стать супермастером по женским стрижкам в своем районе.


Логика №2

Усилить там, где вы слабы. Например, вы уже классный профессионал, но не удовлетворены навыком управления клиентом.


В первом случае вы продолжаете целенаправленно и осмысленно изучать женские стрижки. Во втором случае идете на тренинг «Клиентовладелец» и учитесь «доносить свою крутость» и управлять клиентом. Возможно, что вы сильный мастер по стрижкам, но недовольны собой в современных техниках окрашиваний. Тогда учитесь окрашиванию.

Проживите в этой логике хотя бы полгода, запланируйте три-четыре обучения на этот срок. И через полгода вы поймете, что недосягаемы для ваших коллег. Вы начнете больше зарабатывать, выглядеть красивее, эффективнее общаться, к вам придут крутые и послушные клиенты. И вы, в целом, станете счастливее своих коллег, из вашей речи уйдут общие слова и останутся конкретные понятия – название курса, школа, имена тренеров, профессиональная терминология, цифры и факты.

Мастера, живущие по этой логике, не бывают очень широкими в профессиональном плане. Я делал любые стрижки – мужские и женские, и несколько видов окрашивания. Не делал прически, сложные укладки, химическую завивку и многое другое. Но я создал технику стрижки, свой концептуальный салон, потом школу. Одни растут, другие пухнут. Я предпочел расти. Те, кто пухнут, говорят много общих слов, делают много посредственных операций и стесняются о себе заявлять. Те, кто растут, говорят точно и емко, всегда знают тему или курс и термины, вкладывают в свое реальное развитие много сил и средств и четко заявляют о своей силе, не стесняясь ни коллег, ни клиентов.

Пусть никто не собьет вас с этого пути. Есть авторитетные мастера, чемпионы мира, которые по-прежнему учатся, но не повышают собственный доход. Они учатся для тусовки, для отдыха от близких, для социальных контактов в среде себе подобных, для самоутверждения в профессии. Но это не учеба в прямом смысле слова, потому что реальной цели у них нет, а есть только слова – «развиваться», «новое» – и любовь к профессиональной тусовке.


Общие слова – «красота, развитие» – свойственны не вникающим в суть (такие обобщения иногда присущи людям со стратегическим мышлением и бывают оправданы в том или ином контексте; но тут речь о том, как стать сильным мастером, а это возможно, когда мастер вникает в детали). Мастера, которые действительно развиваются, пользуются конкретными понятиями и терминами, описывая объект своей реальной вовлеченности.

Люди обманывают себя, говоря штампами, и только рисуются перед другими, демонстрируя, что они в порядке или делают минимум без реальных улучшений, только чтобы снять напряжение, выпустить пар.

Все узкие и направленные действия должны быть подчинены генеральному плану – росту доходов. Тогда общие слова уступят место конкретным. А общие не захочется и вспоминать, ибо мастер живет планом развития, а не рисовкой перед другими.

Загрузка...