Когда молодой мастер, только окончив техникум или парикмахерское училище, приходит работать в салон красоты, он не обладает достаточной практикой и навыками общения с клиентами. Подавленный вниманием своих опытных и взрослых коллег, которые смотрят на него как бы сверху вниз, он ставит себе первую главную задачу – научиться работать так, как работают эти мастера. Это происходит непроизвольно, и это легко понять.
Любой человек, попадая первый раз в новую атмосферу, в компанию незнакомых людей, испытывает некоторую неловкость. Если он оказался в профессиональной тусовке и не уверен в своем мастерстве (поскольку сделал мало работ, не имеет клиентов, впервые в этих стенах, и на него давят своими взглядами люди, привыкшие к этой территории и сплоченные чувством превосходства над неопытным новичком), то он бессознательно будет стараться подстроиться под их правила и под их речь, дабы сблизиться с ними и снять напряжение.
Чтобы не бояться клиентов и стать уверенным в себе, молодой мастер начинает копировать их поведение, вольно или невольно становясь похожим на коллег. Это очень страшная ловушка! Ее опасность заключается в том, что вместо того, чтобы вырасти профессионально, он становится всего лишь таким же, как мастера этого салона. На самом деле он старается не вырасти, а стать, как они.
Если ему повезло, и коллеги успешные, классные и состоявшиеся, то они расскажут ему, в какой школе они регулярно повышают свое мастерство и получают новые тренды, и посоветуют ему тоже пойти в эту школу, чтобы стать успешным. Такие мастера прекрасно осознают, что не являются профессиональными тренерами, и сами усвоили лишь немногое из того, что им дали в школе. И если они начнут обучать молодого парикмахера, то дадут еще меньше. Именно поэтому ему следует пойти учиться и получить всю информацию и навыки в школе, где они учатся сами.
«Крутые коллеги» будут помогать молодому парикмахеру и даже отдадут ему часть своих клиентов, потому что они успешны. Если мастер действительно состоялся, он с легкостью отдаст своих клиентов новичку (конечно, если новичок работает в той же технике и на таком же уровне). Это ситуация, когда начинающему парикмахеру повезло, и он попал в правильный коллектив. Он сможет найти себе среди коллег правильного наставника.
Однако молодому мастеру может не повезти, и он окажется в салоне, где парикмахеры слабые и не умеют работать, а клиенты – люди, не особенно дорожащие своим стилем. Тогда молодой парикмахер не сможет найти собственный путь в овладении мастерством, а станет всего лишь таким же, как остальные мастера этого салона. Он попадет в ловушку желания комфортной жизни. Чтобы на него не смотрели как на лузера, новичок постарается перенять методологию работы с клиентом у своих коллег.
Коллектив в таком салоне сам не учится и не чувствует трендов. Новичка не отправят учиться куда-то, а сами начнут обучать. И, если в салоне считают, что «все эти тренинги – «дурилово для заработка денег, а голова всегда круглая, и чему там учиться», то это говорит о том, что юного мастера окружают лузеры, и он сам скоро станет таким же. Проблема еще усугубляется тем, что все неуспешные клиенты этого салона уже ходят к своим неуспешным мастерам. Тогда представьте себе, какие клиенты достанутся этому молодому парикмахеру – еще менее успешные?
Итак, первая ловушка начинающего парикмахера – попытка мимикрировать под коллектив, снимать эмоциональное напряжение от своей непохожести с мыслью о том, что таким образом он станет мастером. Большинство новичков попадают в эту психологическую ловушку, выбрав путь наименьшего сопротивления и повторяя опыт своих старших коллег. Очень часто вместо того, чтобы повышать свой профессиональный уровень, мастера оказываются в зоне застоя – там, где тишина, покой и отсутствие роста. Не путайте: найти себе спокойную жизнь и стать профессионалом – это две совершенно разные вещи. Покой – про покойников. Рост – про дискомфорт.
Будьте внимательны к себе, научитесь понимать себя и общайтесь только с преуспевающими людьми. Настоящие, профессиональные мастера помогут вам быстро выходить из различных психологических ловушек, которых на вашем пути – миллион.
Сплоченный организм нового коллектива негативно принимает любые особенности молодого сотрудника.
Молодой мастер бессознательно копирует методы работы нового коллектива, желая снять напряжение.
Новый коллектив не всегда достоин подражания.
Думай, как завоевать клиента и лишь потом – как влиться в коллектив.