Каждый из вас, безусловно, встречал такого мастера, который говорит: «Я не делюсь бесплатно». Он сам учился за деньги и искренне не понимает, почему должен делиться навыками и знаниями бесплатно. Я могу назвать несколько причин, почему мастер так говорит.
Первая – это лень. Тут все ясно, нет профессионального огня, нет даже искры вовлеченности в работу. Такой мастер и с клиентами не всегда добросовестен и часто холоден.
Вторая причина кроется в принципиальной неуступчивости: ему просто жалко что-то дать другому человеку. «Я никому ничего не обязан» – вот его девиз. Девиз хороший и настрой неплохой, но люди, которые это демонстрируют, редко бывают любимы, и ради них мало кто постарается.
Третья причина – он принципиально не делится своими навыками и знаниями, потому что боится, что его обойдут. Он не доверяет себе, не считает себя достаточно талантливым, чтобы удержать те знания, которые он получил за деньги, и благодаря им стать успешнее. Коллеги подсмотрят его стиль работы и наверняка обойдут его, так он чувствует, и боится сказать это вслух и даже признаться самому себе.
За всем этим стоит одна самая главная причина – человек подсознательно не хочет стать успешным мастером. Он, скорее всего, уже достиг своего уровня нормы, заложенного в детстве. Поводы могут быть любыми, их легко насочинять, причина в одном – мастера «не заводит» его работа, и он не хочет дальше расти в профессии и в доходах.
Однако правда в том, что любой человек, который делится знаниями, становится лучше и сильнее, и получает гораздо больше. Это работает очень просто, здесь нет никаких чудес. Эдгар Дейл еще в 1969 году определил, что самый лучший способ научиться – это обучать других.
Успешный мастер, подсознательно желающий стать еще сильнее и успешнее, стремится как можно скорее рассказать то, что он узнал, и обучить этому других. Его могут даже не слушать, а он все равно рассказывает и показывает, потому что сам хочет домыслить и понять то, что не понял во время обучения. Когда он делится полученной информацией, он по-новому переживает то, чему его учили, и становится еще сильнее и интереснее.
И те, с кем он делится, никогда не догонят его. Ведь его знакомили с определенным объемом информации, из которого понял он не все, а усвоил в работе – еще меньше. И у него останется еще меньше, если он не передаст эти знания другим. Но если он передал, то, тем самым, расширил зону своего понимания. При этом поделился он только той частью, которую сам усвоил из всего объема информации. А те, с кем он поделился, усвоят и вовсе крупицы. Как же они могут его обогнать?
Запомните простой алгоритм. Мастер проходит обучение, пересказывает полученное знание, за счет этого усваивает это знание еще лучше, и в итоге зарабатывает на этом больше, чем если бы не пересказал. Последующее обучение ложится уже на более осознанную базу знаний и подобным образом усваивается еще эффективнее.
Мастер снова и снова пересказывает, удивляя других. А его слушатели лишают себя возможности учиться у первоисточника, полагая, что они хитрые прагматики, получающие бесплатно знания у своего друга, который учится за деньги. На самом деле, они учатся у друга, а не у тех, кто учил его – профессиональных педагогов, использовавших специальные приемы и навыки. Эффективность обучения у профессионалов гораздо выше, чем у того, кто просто пересказывает полученную информацию.
Безусловно, люди, которые учатся бесплатно, в итоге теряют. Они учатся неэффективно, потому что не вложили в это деньги. Человек всегда ценит только то, за что заплатил. Так устроена человеческая психология. Человек думает: если это что-то ценное, я за это заплачу. А раз он заплатил, то он думает: это ценно. Ценное, значит, дорогое. И наоборот: стоящее дорого – крутое, ценное. Только в таком случае он станет ценить и реализовывать полученное знание. Тот, кто учится у своего друга (который в свое время прошел дорогое обучение), получает знание неэффективно, потому что, во-первых, его друг не профессиональный педагог, и, во-вторых, потому что бесплатно.
Человек, который делится знаниями, получает в разы больше, потому что, пересказав, еще глубже усваивает полученную информацию. Всегда стремитесь пересказать и показать другим даже самое незначительное из того, чему вы научились. Ваш мозг, таким образом, освободится от лишних мыслей, и появится место для новых знаний.
А человек, который не хочет делиться и держит все в себе, может даже не подозревать, что его навыки давно устарели и никому не нужны. Если бы он показал другим людям, что он умеет, то они объяснили бы ему, что он застрял в прошлом. Да он и сам смог бы увидеть, что его способности мало чего стоят, если бы пытался научить других. Вот еще одна скрытая подлинная причина не делиться – страх разочароваться в себе и своих способностях.
Учитесь и обучайте других! Это самый короткий путь к тому, чтобы стать успешным мастером и социально успешным человеком.
А те, кто не делится из лени или жадности, не просто недополучает в своем развитии, но и теряет. За ленью и жадностью приходит бедность! Да, за жадность приходит нищета, а за щедрость – богатство. Так устроено подсознание – чтобы что-то дать, нужно что-то иметь. И, наоборот, когда много даешь, подсознание понимает, что человеку нужен больший запас, и находит ресурс и правильную логику поведения, чтобы дающий стал богатым. Даешь знания и свою энергию – получаешь профессионализм, энергию, статус, деньги. Лениться – это психология нищего. Жадничать – это настрой нищего. Поступай так чаще, и станешь жить подаянием. Делись хотя бы малым, и станешь успешным во многом. Делись щедро, и станешь очень успешным.
Люди выбирают модель поведения в зависимости от уровня нормы. Сами того не осознавая, они настроены быть успешными или бедными.
Призванные к успеху, делятся, не боясь конкуренции, ибо видят себя счастливыми и успешными в будущем и думают о будущем, а не о том, что их сегодня могут обогнать ближние. Они всегда будут иметь больше, чем те, с кем они поделились.
Призванные к бедности не верят в себя и боятся, что другие за ними подглядывают и получат что-то «на халяву», ибо они сами – жадины и «халявщики».
В результате щедрые живут в мире щедрых и делятся друг с другом открыто, становясь все сильнее. Жадные замыкаются в себе и, будучи никому не интересными, беднеют в одиночестве.
Делитесь хотя бы для того, чтобы убедиться, что ваши знания интересны и не устарели.
P. S. Чтобы закрыть тему, должен пояснить, что некоторые не делятся из скупости. Скупость – это бережливость. Например, хочется поделиться знанием с молодым мастером, но видишь, что он этого не оценит, что ему это не надо. И решаешь не метать бисер перед свиньями, сберечь энергию. А потом направить энергию щедрости на тех, кому она точно нужна, и кто примет ее с благодарностью.
Это правильно, если бережливость не превращается в тотальную скупость, за которой приходит жадность вместе с бедностью. Жадность, противоположная щедрости, запирает знания, не отпускает их на пользу окружающим и заставляет самого человека искать что-нибудь задаром. Жадность всегда переходит в воровство («отжимание» чужого), потому что на воровство толкает пришедшая вместе с жадностью бедность!