Согласно п. 1 ст. 72 Конституции РФ и ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовое право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К исключительному ведению Российской Федерации относятся:
– основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
– основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
– обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
– порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
– основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
– порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
– порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– система и порядок проведения специальной оценки условий труда, государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;
– порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
– виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения; система государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
– особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Регулирование социально-трудовых отношений, не отнесенных к исключительной компетенции федерации, может осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления также вправе в пределах своей компетенции принимать акты, содержащие нормы трудового права. Регулирование социально-трудовых отношений осуществляется и на локальном уровне (конкретной организации). При этом локальные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, являются недействительными.