Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Стороной также может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем.
В отличие от сторон социального партнерства, его участниками выступают соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления (в случае заключения трехсторонних соглашений).
Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. Они создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля за их выполнением на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями.
На федеральном уровне это постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Это постоянный орган социального партнерства, образованный тремя социальными партнерами федерального уровня. Членами ее являются представители общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ.
Целями Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. Основные задачи Комиссии:
1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;
2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
4) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
5) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;
6) распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;
7) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм (ст. 3 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 2-ФЗ).
Система социального партнерства включает шесть уровней:
1) федеральный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
2) межрегиональный, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
3) региональный, устанавливающий такие основы регулирования в субъекте РФ;
4) отраслевой, устанавливающий такие основы регулирования в отрасли (отраслях);
5) территориальный, устанавливающий такие основы в муниципальном образовании;
6) уровень организации (локальный уровень), устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями, например коллективным договором (ст. 26 ТК РФ).