27. Гарантии социальной поддержки безработных

Государство гарантирует безработным:

1) выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

2) выплату стипендии в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

3) возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, а также впервые ищущим работу и признанным в установленном порядке безработными. Закон о занятости называет два варианта определения сумм пособия по безработице: в процентном отношении к среднему заработку безработного, который у него был на последней работе, и в фиксированном размере. Первый вариант для тех, кто в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).

Данной категории работников размер пособия будет составлять в первые 3 месяца безработицы – 75 % среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы или службы, в следующие 4 месяца – в размере 60 %, в дальнейшем – в размере 45 %, но во всех случаях не выше максимальной и не ниже минимальной величины пособия по безработице. Максимальный и минимальный размер пособия ежегодно определяется постановлением Правительства РФ. На 2010 г. установлено минимальное пособие в размере 850 руб. и максимальное – 4900 руб. (постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. № 926). Всем остальным гражданам пособие выплачивается в размере минимального пособия по безработице.

Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет государства не может превышать 24 месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Выплата пособия по безработице в определенных случаях может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Закон о занятости предоставляет безработным возможность участия в общественных работах, организуемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок организации оплачиваемых общественных работ и условия участия в этих работах граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875.

Массовое высвобождение работников – это увольнение значительного числа работников, вызванное причинами экономического характера (ликвидация предприятия, сокращение объемов производства и т. д.). Основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. Данные критерии определены в постановлении Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». К ним относятся:

а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;

200 и более человек в течение 60 календарных дней;

500 и более человек в течение 90 календарных дней;

в) увольнение работников в количестве 1 % общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

Обучение безработных с помощью службы занятости. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости в учебных центрах органов службы занятости или в образовательных учреждениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами, если:

– гражданин не имеет профессии (специальности);

– невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

– необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

– гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Трудоустройство слабо защищенных категорий. Часть 1 ст. 13 Закона о занятости устанавливает, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и других мер. Наиболее эффективной мерой обеспечения занятости лицам, особо нуждающимся в социальной защите, является квотирование рабочих мест.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, в соответствии со ст. 21 данного Закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).

Загрузка...