Глава 2. Одержимый

Дзумудзи

Шамиран всегда любила людей.

Любовь эта была странной, как и сама Шамиран: она играла смертными, как фишками в настольной игре; собирала их сердца в шкатулку и наслаждалась поклонением, обожанием, а ещё – страхом.

Что ж, думал я, у всех свои странности. Сестра Эа сама не своя до книг, брат Ириду жить не может без танца. Или вот ещё Мардук, наш младший, тоже играет людьми, почти как Шамиран, только ему по душе жестокость и насилие.

У меня тоже есть странность. Одержимость даже, как сказали бы люди. Мы живём со смертными бок о бок уже тысячу лет, невозможно на них не оглядываться, хоть люди и похожи на нас, как могут быть похожи существа, которых Мать вылепила из глины по нашему образу и подобию, а после вдохнула жизнь.

Моя странность – Шамиран. Я люблю её, наверное, так же сильно, как Отец любит Мать. И как у Отца, любовь эта несчастна. Моё сердце первое легло в шкатулку Шамиран, и первое обратилось в камень. Шамиран швырнула его мне – забери, оно больше не греет! И отправилась в объятия очередному смертному царьку.

Я хотел бы ответить ей тем же, но люди всегда казались мне не лучше зверей. Вдобавок, я брезглив. А ещё думал: раз сердце окаменело, то страдать не может. Какие чувства бывают у камня? Никаких. Решил, теперь станет легче.

Ошибся.

Есть любовь, от который ты сам бежишь – потому что она причиняет тебе такую боль, что сил нет терпеть. Я прятался от Шамиран в горах, где лишь ветер гуляет среди скал. Я построил себе храм изо льда и подчинил бурю. Каменное сердце я повесил на шею. Но это ничего не изменило.

Я даже обрадовался, когда Шамиран спустилась к Эрешкигаль. Не понимал, как можно добровольно променять поднебесье на нижний мир, но Шамиран всегда была странной. Наверное, очередной каприз. Не могла же она и правда полюбить смертного настолько, чтобы пожертвовать ради него собой?

И даже не удивился, когда она пришла ко мне в окружении галлу, которых люди зовут подземными демонами. Конечно, Шамиран не понравилось царство смерти, она уже пожалела о своей затее и желает вернуться. А сделать это можно, лишь предложив равноценную замену.

Когда она, бледная, несчастная, преклонила предо мной колени, я был согласен. Не мог отказать себе в удовольствии посмотреть, как гордая богиня будет просить, но знал, что соглашусь. Конечно, я спущусь вместо тебя в нижний мир, любимая. Всё, что ты пожелаешь, я сделаю. Всё.

И снова ошибся.

Шамиран не хотела вернуться – она хотела стать смертной. Человеком! Я впервые тогда подумал всерьёз: она безумна. Как Мать.

“В нижнем мире у меня нет власти, брат, там меня ждёт вечность, унылая и безрадостная. Но твоя сила при тебе, ведь ты не спускался в царство смерти. Если ты поможешь мне, Дзумудзи, я снова обрету свободу. Тебе всего-то и нужно – найти мне смертных родителей и ускорить перерождение. Такая малость, Дзумудзи, прошу!”

Она говорила о свободе, а я слышал: убей меня. Если я сделаю так, как она просит, Шамиран проживёт короткую человеческую жизнь – и умрёт. Навсегда, как любой из людей – закон един для всех, бывший ли ты бог, царь или нищий. Её душа попадёт в круг перерождения и то, что было Шамиран, исчезнет – я потеряю её навсегда.

Я не смог, и Шамиран ушла ни с чем. Её ждала унылая вечность в подземье, но мне казалось, это лучше смерти. К кому она обратится за помощью – к Эрешкигаль? Сестра откажет, закон для неё всё. А больше помочь Шамиран некому.

Конечно, вечность в царстве смерти она не выдержала. По словам Эрешкигаль, она сбежала в другой мир, где её не могли достать галлу, где легко затеряться. Хорошее место для богини-изгнанницы – мир, про который забыл собственный Создатель.

Здесь холодно, серо и, наверное, так же уныло и гадко, как в подземье. Неудивительно, что Эрешкигаль любит приходить сюда, когда покидает своё царство. Всё здесь должно казаться ей родным и знакомым.

Богиня-беглянка, к тому же, пленница нижнего мира, лишённая силы – Шамиран должна здесь очень страдать. Она привыкла к солнцу, восхищению и бесконечным удовольствиям – а вынуждена вселиться в тело смертной, как какой-то дух или тень.

Мне кажется, это просто – найти несчастную одержимую и уговорить Шамиран отказаться от своего безумия. Я надеюсь, она согласится быстро – должно быть, жена достаточно вкусила человеческой жизни за это время. Сколько лет прошло? Двадцать? Больше? Годы для бога что мгновения для человека, но не когда ты застрял в теле смертного. Мне почти жаль Шамиран.

Конечно, она согласится, ведь это выгодно нам обоим. Она вернётся домой, поднимется в поднебесье, получит назад свою божественную силу и убедит Отца если не усмирить гнев, то хотя бы погубить смертных самому. Если же нет – меня это не будет беспокоить, ведь я останусь за неё в царстве смерти и, быть может, обрету наконец покой.

У смертных здесь нет духов-защитников и мне странно смотреть на них – под серым небом среди башен-домов люди кажутся тенями. И всё куда-то спешат, не оборачиваясь, даже когда в храме, у которого я оказался, звонит колокол. Звук гулкий, мелодичный – тонет в тумане. Меня тянет зайти в распахнутые двери – внутри сладко пахнет воском и ладаном. Но я заставляю себя идти дальше, мимо людей-теней, куда зовёт меня каменное сердце – к Шамиран.

Загораются фонари – свет, мёртвый и тусклый, наводит тоску. В витрине слева отражается мой нынешний образ: мальчишки-оборванца. Совсем не похоже на бога разрушения и бури, но Шамиран даже без сил меня узнает, а пугать людей и привлекать внимание здешних божеств нет никакого желания. Я хочу поскорее со всем покончить.

Жадные, голодные духи тянутся ко мне, умоляя: “Дай, дай!” Запах моей силы, моей благодати пьянит их, лишает разума. Несчастных давно не кормили – бросили, точно бездомных псов. Их участь – растаять и исчезнуть навсегда. Мне нет до них дела, но невольно представляется Шамиран. Как она теперь, без сил, смогла ужиться с ними? Ведь она богиня и хоть сколько-то благодати у неё осталось – лакомый кусочек для голодных духов.

Мне действительно её жаль. И чем дальше ведёт меня сердце, тем сильнее это непривычное чувство – каково великолепной богине жить в такой грязи, в такой вони. Не во дворце даже – в каменной клетке.

В переулке я останавливаюсь: серый, как всё здесь, дом-башня таращится в ответ стёклами окон. Внутри мне чудятся тоже не люди, а тени. Ах, Шамиран, неужели ты не смогла найти ничего лучше? Побег из царства смерти, должно быть, дорого тебе дался. Что ж, твоя беда для меня удача: ты согласишься быстрее. Ведь так?

Ждать приходится не долго. Каменное сердце еле заметно теплеет, как и всегда, стоит Шамиран оказаться рядом. Я отвожу от дома взгляд и оборачиваюсь. Всё вокруг тонет в туманном сумраке – опавшие, съёжившиеся листья и замершая в воздухе дождевая взвесь. Мигает фонарь, и в его свете, неожиданно ярком, я вижу двух молодых смертных. Юноша – тусклая тень, как и все вокруг. Крупный, чем-то похожий на Мардука, он преданно смотрит на маленькую, точёную, словно изящная статуэтка, девушку. Они о чём-то беседуют, но я не вслушиваюсь – каменное сердце ощутимо теплеет. Шамиран здесь. В теле этой смертной. Что ж, она выбрала неплохой сосуд. Девушка кажется крепкой, здоровой и, похоже, любима – хотя бы этим юношей.

На мгновение я думаю, что с ней станет, когда богиня покинет её тело? Умрёт, быть может. Впрочем, её судьба нисколько меня не заботит.

Влюблённые прощаются – юноша остаётся стоять у крыльца, девушка взбегает по ступеням. Я направляюсь к ней – сейчас, хватит медлить! – когда меня знакомо обволакивает медовой благодатью, сладкой, как драгоценный нектар. Девушка скользит по мне взглядом – всего мгновение, не замечая в тени, но я её вижу хорошо. И замираю от неожиданности, потому что этого просто не может быть.

Волосы цвета звёздного железа, что чернее ночи; взгляд искусительницы; черты, прекраснее которых невозможно представить. У смертной лицо Шамиран – юной, свежей и невинной, но всё же Шамиран.

Это невозможно. Смертные рождаются порой похожими друг на друга – но не на богов! Я смотрю, и мне чудится исходящее от бледной, точно лунный луч, кожи девушки сияние. А ещё благодать.

Дверь в подъезд закрывается. Я остаюсь стоять, поражённый. Что это? Неужели присутствие богини в человеческом теле столь сильно изменило облик смертной? Должно быть, так и есть – иного объяснения я не вижу.

Но что если у Шамиран каким-то чудом получилось? Нет… Невозможно, она потеряла свою силу, она не могла… Эрешкигаль не стала бы ей помогать.

Я отворачиваюсь – и ловлю настороженный взгляд юноши. Он не ушёл и смотрит, словно я ему враг. Смешно. Давно смертные так на меня не смотрели. После Саргона, в которого якобы без памяти влюбилась Шамиран, никто.

Я гляжу в ответ и каменное сердце ноет – юноша окутан благодатью. Это значит лишь одно – Шамиран действительно здесь, в теле этой девушки, и благоволит смертному. Странно, что она ещё не забрала его сердце – ведь оно придало бы ей сил. Наверное, этот юноша у неё не единственный, и скорбная участь раба у ног изгнанной богини его не минует, просто откладывается.

Он наконец отводит взгляд, а потом уходит, посмотрев на окно слева от двери. Там тоже мелькают тени, и мне опять чудится сладкий привкус мёда.

Я тоже отворачиваюсь и гляжу вслед юноше. По привычке, как делал это со всеми любовниками моей неверной жены, я проклинаю его. Благосклонность Шамиран не даст ему умереть завтра, однако такие крепкие люди тяжело переносят болезнь. Что ж, так тому и быть. Возможно, эта участь покажется ему даже лучше рабства у сбежавшей богини.

Проходит совсем немного времени – я не успеваю решить, стоит ли навестить Шамиран в её доме, или обозначить своё присутствие и разговаривать там, где жене нечего будет разбить или сломать, в том числе и о меня. Конечно, я не чувствую боли, но ссора на глазах у смертных – это унизительно.

Я так и не решаюсь – дверь снова открывается и девушка с лицом Шамиран выскальзывает на улицу. Она вздрагивает от холода, и не нужно даже вглядываться в её лицо, чтобы понять: она расстроена.

Не обращая на меня ровно никакого внимания, смертная смотрит на то же окно слева, потом обнимает себя за плечи и сбегает по ступеням – прямо в лужу. Теперь она нисколько не напоминает мне Шамиран – сгорбленная, жалкая, несчастная. Я смотрю, как она идёт по улице – мимо мусорных баков, поникших деревьев, в темноту. Как трясутся её плечи не то от холода, не то от слёз.

Смотрю, и странное чувство переполняет меня – смятение, должно быть. У неё лицо моей жены, но за тысячи лет я ни разу не видел Шамиран такой. Не могу же я жалеть человека.

Но отчего-то не подхожу к ней, хотя времени удобнее, чтобы вызвать Шамиран, не придумаешь. Я просто иду следом.

И сам не сразу замечаю этих смертных – пятеро теней, их мысли понравились бы Мардуку. Приторное своеволие с гнилым душком насилия.

Девушка теперь ещё меньше напоминает мою Шамиран. Жена ни за что бы так себя не повела. Она бы превратила их жестокость в своё наслаждение. Смертная же замирает, как жертва, и просто смотрит – равнодушно… обречённо. И когда её толкают к стене, не сопротивляется.

Я наблюдаю. Сейчас Шамиран обозначит себя. Не может же она позволить навредить этому телу. Другого у неё нет, а стать призраком для некогда всесильной богини – воплощённый кошмар. О нет, всё это, конечно, игра. Я не единожды видел, как Шамиран расправляется с обнаглевшими людьми – так, что позавидует даже жестокий Мардук.

Этой смертной достаточно лишь посмотреть на насильника. Уверен, ей об этом известно – я же видел, как старательно она избегала взгляда юноши у крыльца.

Ну же, давай, защити себя. Я чувствую, как тебе страшно, противно и мерзко. Всего лишь взгляд – и все они у твоих ног.

Но она, наоборот, отворачивается.

Я вдруг понимаю – это не игра. И ещё успеваю удивиться: что мне до того? Пусть тело этой смертной растопчут – тем легче будет мне разговаривать с Шамиран. Не захочет же она скитаться, как бестелесный дух.

Но у этой девушки лицо моей жены. Я вижу, как оно кривится от ужаса, как по нему текут слёзы.

И серый мир вокруг стремительно белеет.

Загрузка...