Весь мир – театр, а люди в нем – актёры
Уильям Шекспир
– Это же все неправда? – спрашивают окружающие.
– Все правда! – раздражительно отвечаю.
Какой-то процент людей думает, что темы на ток-шоу – выдуманные. Реплики героев взяты из головы и все, что происходит в студии, – тоже фантазия редакторской группы. Возможно, было бы легче: написали сценарий, нашли актеров и вперед. Хотя люди, работающие в кино, не были бы так оптимистичны. Так как сценарий написать и актеров найти – задача непростая.
Не каждая история и тема может вылиться в сценарий и в программу. В первую очередь важна история. Ключевое – конфликт. Все по законам жанра. И по этому жанру существует не только ток-шоу. Придумывать ничего не нужно, человеческие отношения дают пищу для создания всех мировых шедевров – от телевизионных бытовых программ, сериалов и кино, до анекдотов, известных картин и книжных романов. Наши пороки и характеры создают истории. Иногда думаешь: «невозможно», «так нельзя», а потом люди в студии показывают обратное.
Конечно, сценарий пишется. Нельзя просто так собрать людей, посадить в студию и начать с ними говорить. Будет хаос.
Для того, что понять имеет ли история право на существование нужно поговорить со всеми потенциальными героями программы: братьями, сестрами, одноклассниками, учителями, коллегами, соседом по палате, таксистом и случайным прохожим, который видел главного героя. И только после этого оценить: есть ли фактура, хватит ли материала, интересные ли факты говорят, будет ли конфликт и приедут ли герои? Пригласить обоих родителей или достаточно одного? Нужно ли приглашать одноклассницу из Дальнего Востока или обойдемся коллегой из Рязани?
Поговорив с каждым потенциальным участником, редакторы должны написать отчет этого разговора. В письменном виде описать разговор, выделяя главное. Только после того, как редакторы поговорят со всеми важными и второстепенными героями, можно делать выводы. Ведь сценарий и состоит из этих разговоров. Если набирается 7-8 героев и они изложили внятную позицию, можно начинать творить.
Еще одной составной частью являются фотографии и видео. Эти материалы несут важную эмоциональную нагрузку. Обязательное условие – съемки дома. Стены помогают не только хозяевам, но и съемочной группе. Но делалось это не только для красивой картинки, но и как подстраховка. В студии герой мог "потеряться". На изменение «показаний» могло сказаться все – переживания, незнакомые люди, боязнь камеры, «вторая сторона» и многое другое.
– Что она несет? – спрашивает продюсер в аппаратной во время эфира, когда один из героев начал говорить полную ерунду.
– Давайте 3 видео. Сюжет о муже! – давали команду и на пульте запускали видео.
На больших экранах в студии показывали минутное видео, которое вводило в шок всех присутствующих. Эксперты качали головой, родственники практически были готовы уйти из студии. И даже сама героиня забыла, что три дня назад имела неосторожность откровенно рассказать милому корреспонденту такие подробности.
Кроме интервью снимали: квартиру, огород, школу, лавочку у подъезда, место происшествия, маршрут до работы и другие символические места. Любимое – семейный альбом или письма. Задействовали родственников, друзей, первого учителя, первую любовь, бывшую жену или подругу. Все зависело от сюжета и темы эфира.
Часто корреспондент на месте находил дополнительных героев, а иногда уговаривал тех, кто при общении с редактором, отказывался от участия. Порой просто записывали тех, кого привезти было невозможно. Такое часто бывало. Поэтому в сценарии появлялись новые вводные.
Командировкой руководит тоже редактор. Так что на связи с корреспондентом нужно было быть 24\7.
– Мы записали хорошее интервью. Она расплакалась и призналась, что он ей изменял. Позже даст контакт любовницы мужа. А может быть, вместе к ней завтра и дойдем, – с азартом рассказывал корреспондент.
– Очень круто! Ты профи! – отвечала я.
– А вот гостиница так себе. Притон напоминает, – жаловался корреспондент.
Вывести малознакомого человека на откровения – это талант. Не все этим талантом обладают. Большая удача, если бригаде выделяли крутого корреспондента (их было несколько). Работая уже на другом канале и видя, как выполняют там задачи, хотелось некоторых отправить на ток-шоу (на стажировку). Так как порой бежали с элементарными вопросами: «не могу найти подъезд», «в 10-ти этажном доме не могу найти людей» и «не знаю с кем лучше записать комментарий». На ток-шоу могли отправить корреспондента в деревню и поставить задачу: «Есть деревня. Билет купили. Машину заказали. Нужно найти Семена Владимировича. Когда-то до нашей эры он там жил. По сохранившимся летописям – вроде в деревянном доме». И находили. И не просто находили, но и записывали интервью и привозили в студию.
Итог. Интервью героев и фото- и видеоматериалы составляют основу сценария. Остается дело за малым – написать подводки (текст перед началом), отводки (текст после окончания) к материалам и выходу героев, а также добавить слова ведущего и вопросы. Конечно, ведущий и редакторский состав понимают: кто и что скажет, какое видео надо показать, и предполагают, какая последует реакция. Реакцию и диалог помогают поддерживать эксперты. С ними тоже заранее ведутся разговоры, чтобы узнать их позицию.
Если коротко, то так пишется сценарий.