Легкость дается тяжелым трудом
Иван Айвазовский
Однажды мне сказали: «Ой, в твоей сфере все легко. Пришла, позвонила и ушла! А еще и звезды!» Возможно, со стороны так и кажется. Если посмотреть публикуемые вакансии, то в обязанности редактора входит: поиск тем и героев, запись интервью, приглашение на запись программ экспертов и знаменитостей, работа над сценарием, поиск видео и еще несколько пунктов. Согласна, по описанию работа кажется легкой. Но препятствия вырастают на каждом этапе.
Как находят темы? Отслеживать всевозможные онлайн-издания и группы в социальных сетях, особенно специализирующиеся на скандалах, происшествиях и звездах. В редакцию также поступали звонки и присылали письма, но они не давали результата. Большинство обращений начиналось со слов: «Дорогая редакция» и продолжалось в таком стиле: «у нас в доме протекают трубы», «помогите купить стиральную машинку», «у Людки пьющий муж, они вечно ругаются» и т.д. И даже если проклевывалось зернышко надежды, люди отказывались. Их ответы тоже достойны внимания: «В Москву не поеду, лучше приезжайте вы», «я не публичный человек, но главная по дому, расскажет о всех» и «мы не разводимся, заявление о побоях забрала. Письмо требую уничтожить».
За темами охотились и конкуренты, что создавало дополнительную сложность. Не приветствовалось снимать одно и то же. Погоня за эксклюзивом! Были исключения, но обязательное условие – неожиданные повороты. Борьба проходила и внутри редакции. Две бригады могли заявить одно и то же. В таких случаях действовало правило: кто первый встал, того и тапки. Бывало так, что тему не могли найти 2 недели. Отсидеться не получалось, сверху давили еще больше.
Существовало распределение по бригадам. Одним отдавали сложное – скандалы, трагедии, убийства. Другим доставалась благость – юбилей, премьера фильма, день учителя, первый звонок и все в таком роде. В эту категорию можно отнести «вечера памяти». Например, умер знаменитый артист и в этот же день бригада в экстренном режиме собирает программу. Хоть и прямой эфир, подготовка не тяжелая, собирали из того, что было. Неприятным в подготовке было то, что редакторы первые сообщали о смерти друзьям и коллегам.
Как искать людей? Во-первых, благодаря социальным сетям. В «Одноклассниках» искали возрастную категорию 50+, во «Вконтакте» (и других запрещенных сетях) – молодежь.
– Смотри, возраст подходит, город тоже. Наверное он? – рассматривая котенка на аватарке, советовались редакторы.
– А мне ответила девушка. Она из этого города, написала имя и фамилию. Весь город обсуждает историю, – кто-то, перебивая кричит.
Приходилось искать, не зная имени. Выбирали город (если он был известен), возрастную категорию и интуитивно пытались попасть в цель. Когда знали имя и была фотография – задача облегчалась. Конечно, отвечали не всегда. Обычно, если история уже приобрела огласку, человеку пишут десятки журналистов из разных программ и каналов. И потенциальный герой, один раз дав комментарий, больше не идет на контакт. Если ответа не было, писали всем «друзьям» из списка – родственникам, одноклассникам, одногруппникам и тем, кто был онлайн.
Любая переписка должна перетекать разговор. Если потенциальный герой отправлял номер, значит коммуникация налажена. В диалоге понимаешь интонацию, врет или не врет, расположен ли на дальнейшее сотрудничество и, что из себя представляет человек.
Если поиски велись в небольшом городе, звонили по всем доступным номерам: отделение почты, деревенский магазин, больница и администрация. Однажды всей бригадой в какой-то глубинке искали пожилого мужчину (брат знаменитости).
– Нашла номер священника из соседней деревни. Вряд ли он поможет? – спросила я.
– Попробуй. А вдруг? – сказала коллега.
– Ответил. Рассказала о нашем поиске.
– Конечно, знаю его. Он сейчас рядом со мной стоит! – последовал ответ.
Не чудо ли? И таких историй множество.
Недавно к вакансии редактора увидела строчку «наличие дара убеждения». Мне кажется, это первое и основное требование, без которого невозможно работать на ток-шоу и вообще в журналистике. Общение с людьми – это основная составляющая. Общаться с публичными людьми легче. У них есть опыт, и они с радостью ответят на все вопросы. Только если это не скандал. С обычным населением дела обстоят сложнее. Во-первых, уговорить пообщаться по телефону. Во-вторых, уговорить сделать программу. В-третьих, убедить, чтобы они дали контакты родственников, друзей, врагов. В-четвертых, убедить принять съемочную группу и приехать на программу.
А такой герой не один. На плечах у редактора их может быть два, три и даже четыре.
Программа невозможна без экспертов. Приглашать их и искать – задача несложная. Существует база контактов в редакции, где можно подсмотреть, кто какую тему комментирует. Стандартный набор – адвокат, психолог, врач, криминалист, журналист или пиарщик.
Канву программы составляют интервью героев и экспертов. Как уже было сказано выше, с каждым героем и экспертом редактор проводит детальный разговор (или мини-допрос). Все записывает и отдает шеф-редактору, который формирует сценарий. Дополняя словами ведущего, связывает интервью героев с фото-видеосъемками, объединяет одну часть с другой.
Постаралась расширенно описать действия под клеймом «легко». О других деталях напишу ниже.