2. Экономические системы и роль государства в экономике

Экономическая система – установленная и действующая система принципов, способов, правил, законов, регулирующих форму и содержание экономических отношений, способы распределения ресурсов производства и произведенных экономических благ. Очевидно, что можно справедливо утверждать: сколько в мире стран, столько и экономических систем, потому что каждая страна уникальна своим географическим положением, наличием полезных ископаемых, ресурсами человеческого капитала и политической системой. Тем не менее в экономике существует несколько критериев, по которым можно классифицировать все экономические системы разных стран:

• преобладающие формы собственности (частная, государственная и др.);

• способ распределения ограниченных ресурсов (иными словами, кто распределяет ресурсы – государство через свою законодательную систему или они могут быть в свободном доступе на рынке);

• а также способами регулирования экономики (кто регулирует экономические отношения между субъектами – государство или рыночный механизм).

По сути, экономическая система отвечает на главные вопросы экономики: что? как? в каких объемах? для кого производить?

Еще одним критерием отличия экономических систем друг от друга является форма хозяйствования (или форма организации производства). В экономике выделяют такие формы:

• натуральное хозяйство – хозяйство, в котором люди производят продукты только для удовлетворения собственных потребностей, а не для последующего обмена. При такой форме организации хозяйства практически нет разделения труда, то есть люди производят все сами, только для себя. По сути, каждый занимается всеми основными сферами сразу;

• товарное хозяйство – хозяйство, при котором участники производства создают экономические блага для последующей продажи. В такой форме хозяйства важную роль занимает рынок, поэтому его развитие – это качественное отличие данной формы. Люди специализируются на какой-то узкой сфере производства, а то, что не умеют изготовлять, покупают – налаженная система разделения труда.

Теперь можно перейти к основным типам экономических систем:

1. Традиционная экономика. В ее основе лежит натуральное хозяйство. Излишков производства практически не бывает, так как производят ровно столько, сколько нужно для поддержания домашнего хозяйства. Таким образом, рынок и обмен или не развиты или слабо развиты. Данный тип является самым древним из всех, в настоящее время традиционная экономика считается отсталой системой, давно канувшей в Лету истории.

2. Командно-административная (или плановая, командная, централизованная) экономика. В ее основе лежит тотальное вмешательство государства в экономику. Для осуществления этой системы необходимо государственное централизованное планирование и распределение ресурсов, экономических благ. Существует только государственная собственность. Государство – основной производитель, именно оно отвечает на основные вопросы экономики. В таком типе экономической системы преобладают товарное производство и обмен, который также регулируется государством. Типичным примером является экономика СССР. К достоинствам данной системы можно отнести стабильность развития и небольшое социальное расслоение. Однако существуют и недостатки: из-за отсутствия конкуренции отсутствует и стимул развиваться, а также государство не всегда эффективно распределяет ресурсы.

3. Рыночная экономика. В основе лежит свободный обмен на рынке. Цена товара определяется спросом на него и предложением. На главные вопросы экономики отвечают производители, которые постоянно держат руку на пульсе потребителей. Хорошо развита частная собственность и предпринимательство. Очевидным плюсом системы является стимулирование фирм к повышению качества своей продукции. Недостатки: рынок не заботится о социальном равенстве между людьми, а также обходит стороной образование, науку и медицину как малоприбыльные отрасли. А сама рыночная система нестабильна в развитии.

Однако в чистом виде этих типов экономических систем нет в мире. Всегда речь идет о смешанной экономике, где государство выступает гарантом социальной защищенности, стабильности, вмешивается в социально важные отрасли, в остальных допуская свободу и развитие рыночных отношений. В России экономика имеет смешанный характер. Государство собирает налоги и финансирует те сферы, которые не представляют интереса для субъектов рыночных отношений: образование, науку, культуру и т. п.

Так как речь зашла о смешанных экономических системах, то самое время обозначить в более подробном виде, какую роль играет государство в данном типе системы.

Государство – это активный субъект экономических отношений при любом типе экономической системы. Именно государство определяет правовые основы функционирования рынка, покупает и продает товары и услуги, выпускает деньги и т. п.

Государство может вмешиваться в экономику прямыми или косвенными способами. К прямым методам вмешательства относятся директивные (приказные) решения государства. Это особенно свойственно командной экономике. В свою очередь, к косвенным методам относится участие государства в экономике как равноправного субъекта. Оно может покупать, обменивать или продавать ресурсы, товары и услуги. Подобный метод активно используется в рыночной экономике.

Как уже было отмечено выше, в чистом виде не бывает ни рыночной, ни командной, ни традиционной экономики. Таким образом, государство всегда использует сочетание прямых и косвенных методов регулирования экономических отношений, что является характерной чертой смешанной системы. Тем не менее в развитых странах предпочтение все равно отдается рыночным регуляторам, рынку дается больше самостоятельности, и государство старается как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения, даже посредством косвенного вмешательства. Современная командная экономика – это также смешанная система, так как государство объективно признает, что не может эффективно контролировать все, что происходит на рынке, предпочитая тотальному контролю продуманное вмешательство прямыми методами.

Свое вмешательство в экономику государство осуществляет в нескольких ключевых направлениях:

1. Денежно-кредитная политика – направлена на регулирование сферы денежного обращения, системы финансовых институтов. Данную линию осуществляет Центральный банк России.

2. Бюджетно-налоговая политика – направлена на установление, взимание и перераспределение налогов, формирование и исполнение бюджета. Линия Правительства РФ.

3. Правовое регулирование – в рамках этого направления устанавливаются законодательные основы экономической деятельности, правила поведения участников экономических отношений. Линия Федерального Собрания РФ.

Загрузка...