В рыночной экономике, несмотря на множество плюсов, есть и существенные минусы. С точки зрения рынка необходимо производить только то, что может принести прибыль. Этой максимой руководствуется любой предприниматель, фирма, предприятие. Иными словами, на рынке господствует частный собственник и его интересы. Однако кроме всего этого необходимо производить и общественные блага (дороги, уличное освещение и т. п.). Производителем этих благ является государство, но для производства благ необходимо иметь средства или ресурсы производства. Государство получает такие ресурсы путем сбора налогов, тем самым формируя государственный бюджет.
Под налогами в экономической науке понимают обязательные и безвозмездные платежи физических и юридических лиц в пользу государства. Уже в определении, по сути, заложены два основных принципа налогов – это обязательность и безвозмездность. А раз данные платежи обязательны, то уклонение от них рассматривается как административное и даже уголовное правонарушение.
Стоит понимать, что налогами облагаются конкретные вещи, так называемые объекты налогообложения. Любой налог имеет свой объект. Так, налог может взиматься с прибыли, доходов, стоимости определенных товаров, добавленной стоимости, имущества, передачи собственности (дарения, продажи, наследования), операций с ценными бумагами, а также с отдельных видов деятельности. Величина этих объектов называется налогооблагаемой базой.
Среди функций налогов выделяют следующие:
• фискальная (пополнение государственного бюджета и обеспечение финансирования государственного аппарата, обороны страны и иных не производящих экономические блага сфер);
• распределительная (благодаря налогам происходит перераспределение доходов в пользу малообеспеченных и нуждающихся людей);
• регулирующая (схожа с распределительной функцией, только распространяется на целые сектора экономики, куда государство также направляет дополнительные средства со сборов, а также способствует вытеснению некоторых областей путем наложения больших налогов, например, дополнительным налогом облагается продажа табака и алкоголя);
• социальная (производство общественных благ);
• социально-воспитательная (большие налоги удерживают население от потребления вредных продуктов);
• конкретно-учетная (учитывая доходы граждан, предприятий и организаций, можно рассчитать национальный доход).
Также налоги принято подразделять на прямые и косвенные. К прямым относятся обязательные платежи, которые взимаются государством с доходов или имущества физических и юридических лиц, а также действий с имуществом. Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг. Существуют в качестве надбавки к цене товара или услуги (акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины, налоги на экспорт).
Налоги рассчитываются при помощи такого понятия, как налоговая ставка. Налоговая ставка – это выраженная в процентах или установленной сумме ставка налога по отношению к налогооблагаемой базе, которая необходима при расчете налога. Например, в нашей стране ставка подоходного налога равна 13 %. Для определения ставки налога используется шкала налогообложения, которая показывает, как должна изменяться налоговая ставка в зависимости от налогооблагаемой базы.
Существуют следующие шкалы налогообложения:
1. Прогрессивная. Принцип: увеличивается налогооблагаемая база, соответственно увеличивается ставка налога. В этом случае наиболее полно выполняется распределительная функция, но при такой шкале наибольшим налогом облагается крупный бизнес, что вынуждает его часто скрывать свои настоящие доходы.
2. Пропорциональная шкала. Данная шкала реализована в России. Согласно ей изменение налогооблагаемой базы никак не влияет на ставку налога. Пример ставка подоходного налога населения равна 13 %, при этом неважно, сколько зарабатывает человек – 30 тысяч или 30 миллионов.
3. Регрессивная. Налог уменьшается при увеличении налогооблагаемой базы. Пример – судебная пошлина в России.
Как упоминалось выше, налоги – это один из способов пополнения государственного бюджета, который выступает в качестве капитала для производства общественных благ. Государственный бюджет может пониматься в двух смыслах. В первом смысле бюджет рассматривается в качестве совокупности финансов (деньги, драгоценные металлы, ценные бумаги и т. п.), которыми распоряжается государство. Это экономический смысл. Существует еще юридический смысл. В рамках него бюджет понимается как закон, содержащий смету доходов и расходов государства на какой-либо период времени (чаще всего на год), в котором указываются источники поступления этих доходов и направления их расходов.
Как указано, бюджет состоит из доходов и расходов. Источниками доходов государства выступают налоги с физических и юридических лиц, доходы от деятельности государственных предприятий, от продажи государственной собственности, от размещения временно свободных государственных денег в виде ценных бумаг и т. п., государственные займы у населения, коммерческих предприятий, международных организаций и других стран, а также за счет эмиссии бумажных и кредитных денег.
Структура расходов бюджета для развитой страны обычно имеет следующий вид:
• не менее 50 % – расходы на социальные нужды;
• около 20 % – расходы на оборонную промышленность страны;
• обслуживание госдолга;
• дотации предприятиям;
• инфраструктура (транспорт, связь, дороги и т. п.).
Исходя из структуры расходов можно оценить, какие цели ставит перед собой государство. Если оно повышает расходы на оборону, то значит государство проводит милитаризацию, а если социальные расходы, то государство ставит в приоритет социальную политику.
Баланс между расходами и доходами в бюджете должен соблюдаться, потому что в случае превышения расходов государство получает дефицитный бюджет, что говорит о том, что государство не сможет в полной мере реализовать поставленные цели и данные обещания. Сбалансированный бюджет говорит, что государство тратит столько же, сколько зарабатывает. Однако самым лучшим считается профицитный бюджет. В этом случае государственные доходы превышают расходы, а значит государство ведет эффективную экономическую политику, что позволяет иметь свободные средства и направлять их на неприбыльные сферы деятельности или копить резервы для трудных лет.
Бюджетная система в Российской Федерации является трехуровневой:
1. Федеральный – центральный бюджет.
2. Региональные – бюджеты субъектов федерации.
3. Муниципальные – местные бюджеты городов, районов и т. п.
Между этими уровнями существует взаимодействие: трансферты – финансовая помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, а еще субсидии – доплаты одного бюджета другому на реализацию важных программ.
В России бюджет утверждается законодательным органом – Государственной Думой Федерального Собрания РФ, а реализует бюджет Правительство РФ, которое по результатам года делает отчет в Думе.