Глава 5 Падение монолайнера

Монолайнер – это компания, специализирующаяся только на одном продукте.

Вы не задумывались о том, почему крупные игроки на рынке стараются охватить как можно больше сфер человеческой жизни? И банк, и доставка, и мобильная связь, и маркетплейс, и даже свой онлайн-кинотеатр?

Потому, что монолайнер уязвим.

Вместо одного громоздкого увесистого «Титаника» лучше построить несколько компактных и маневренных, чтобы встреча с айсбергом не стала болезненной и фатальной.

Я придерживаюсь правила: в продуктовой витрине должно быть несколько позиций всегда. Если случается просадка по одной – вывезут остальные.

В работе мы сделали акцент на восстановлении кредитной истории после просрочек и банкротства: уловили большой спрос на данную услугу, ведь кризисы неизбежно ухудшают финансовое состояние даже платежеспособных заемщиков, тех, кто и не думал прекращать или просрочивать платежи. И, конечно, этим людям требуется рука помощи, а не осуждение.

Услуга называется «Феникс» – возроди свою кредитную историю из пепла! Название, как и многие другие, придумала моя креативщица Надя.

Хочу привести в пример одного из наших клиентов. Прекрасный клиент из Оренбургской области, который узнал о нас из социальных сетей. Еще раз подчеркиваю силу социальных сетей!

Клиент хотел взять ипотеку, но ранее он проходил процедуру банкротства. Сейчас у него все хорошо, имеется официальный доход.

Это был наш первый клиент на восстановление кредитной истории после банкротства. Мы работали около года по моей авторской методике восстановления. В итоге – успех, одобренная ипотека, долгожданная покупка собственного жилья. А ведь человек уже совсем было поставил на себе крест, отчаялся. Банкротов не любят банки, и многие мои коллеги открыто клеймят их негативом в своих соцсетях. Лично я придерживаюсь другой стратегии: для начала важно разобраться, почему человек пошел на личное банкротство, что его к этому привело.

Я прямо спросил его: «Почему вы пошли на это? Что случилось у Вас?»

Оказывается, он хотел открыть свой бизнес, а параллельно, работая по найму, взял кредиты. Начал постепенно развиваться, но так получилось, что сломал ногу и сел на длительный больничный. Резко упали доходы, он не справился с кредитными обязательствами – и в итоге пришлось пойти на банкротство.

Я не могу осуждать людей, не пройдя их путь, не обув их ботинки.

Однако, есть и негативные примеры, когда человек целенаправленно набрал кредитов, а затем обанкротился. После этого он нагло приходит восстанавливать кредитную историю, чтобы снова набрать кредитов и снова списать их! Такие случаи, конечно, я не одобряю. Фактически, это мошенничество. И, разумеется, таким клиентам я помогать точно не буду.

Мы не забывали и про ипотечное направление, которым заведовала Надя: ипотеки с господдержкой одобрялись легко и приятно, и так будет продолжаться практически до самого конца 2023 года – пока государство не прикрутит гайки по льготной программе.

Еще одним нашим приоритетным направлением является бизнес-кредитование. О нем я подробно поговорю в других главах книги.

В кризисные времена у людей всегда появляется спрос на смену деятельности.

Все мы помним массовые сокращения в банках в пандемию, проблемы у туристического бизнеса, ресторанного и так далее. Одна экономическая ниша не может развиваться изолированно от всех остальных, потрясения так или иначе затрагивают всех, но кто-то принимает удар на себя в большей степени. Работники из наиболее пострадавших отраслей оставались буквально «на улице», и вариант получить аналогичную должность в другой компании стал для многих закрыт по причине того, что вся отрасль схлопнулась.

В итоге люди лихорадочно скупают онлайн-курсы разной степени качества, часто сомнительные; проходят профпереподготовку; берут кредит на оборудование для маникюра на дому или начинают таксовать на арендованной машине. Вариантов действий море, их объединяет одно: движимый отчаянием человек теряет большую часть когнитивных способностей, чем с успехом пользуются мошенники. Но и честному предпринимателю раздолье: самое время для передачи опыта, для обучения новых кадров в профессии, которую ранее человек мог не рассматривать для себя.

Люди в принципе крайне неохотно пробуют что-то новое: новизна всегда риск. Возьму лучше проверенный продукт. Зачем мне эти новые котлеты по акции? Там, наверняка, ужасный состав или вкус плохой. Зачем мне китайский автопром? Я привык к французскому. Никогда не пересяду с него на китайское «ведро», оно сгниет за три года даже в гараже. Но вот котлеты привычной марки исчезли с прилавка, а любимый автодилер объявил, что РФ больше не является приемлемым рынком и он уходит. И теперь его продукцию можно купить при помощи параллельного импорта, например, за поистине космический ценник. Запчасти, обслуживание – все из обычной услуги перемещается в недосягаемый премиальный сегмент. Но машина-то при этом остается точно такой же! Она не становится лучше или хуже! Просто теперь стоит немыслимых денег.

И что остается?

Что?

Правильно. Купить другие, незнакомые котлеты. Пересесть на китайский автопром и молиться, чтобы страхи оказались предрассудками и ничего не сгнило в гараже. Или вообще сделать патриотичный выбор в пользу отечественного авто – наконец-то!

Это я к чему сейчас? Если до кризиса многие не рассматривали для себя профессию кредитного брокера, то теперь поток желающих обучаться на моем курсе существенно подрос.

Окрыленные успехом, мы обучали новых предпринимателей, писали первую книгу, в которой щедро делились своим профессиональным опытом.

Друзья, когда меня спрашивают, как я пережил кризис после начала специальной военной операции, я отвечаю, что с большим успехом пережил: именно потрясения в экономике подняли мой бизнес на совершенно новую ступень развития, показали новые горизонты, вытащили меня самого из «зоны комфорта», которой можно назвать стабильное предсказуемое развитие в спокойные времена.

Загрузка...